Кино и дети
В детстве была такая мысль: «Быть учителем легко — прочитал главу учебника раньше учеников на день и пересказал!» Хватило ума не озвучить свою «гениальную» мысль перед учителями. А между тем почти сходную модель жизни избрал мой сегодняшний собеседник, руководитель кружка «Медиастудия» городской общеобразовательной школы № 5 им. Н. О. Кривошапкина Андрей Дьяконов. Чему он учится каждый день и чему учит детей? Об этом с ним сегодня и поговорим.
В ШКОЛУ ПРИШЁЛ СЛУЧАЙНО
— Слушай, для меня было весьма неожиданной новостью узнать, что ты стал учителем. Как ты начал работать с детьми?
— Для меня это тоже было весьма неожиданно. Началось это 2016 году. В то время я всерьез увлекался скалолазанием, альпинизмом. У нас в городе в то время скалодром был только в одном месте — в БГУЭП (Байкальский государственный университет экономики и права). И, когда университет переехал, у нас неожиданно не стало тренировочного места. Люди везде искали новое место для базы, и поначалу, услышав, что место найдено в школе № 2, я отнесся к этой идее весьма скептически.
Для меня тогда средняя школа ассоциировалась с чем-то казенным, безденежным. На то были основания: тем летом я ездил в свою родную школу, и она на меня произвела удручающее впечатление: окна в решетках, казенная краска, незаконченный ремонт... Но тут пришли в школу № 2 — и я тут же переменил свое мнение: в ней были установлены пластиковые окна! И внутри все соответствовало. Скалодром был построен, начали заниматься. К нам всем в то время подходил директор школы Алексей Семенов, знакомился, вникал в подробности нового хозяйства его школы. И вот, общаясь с ним на разные темы, набрели на идею кружка.
— Погоди, как связан альпинизм с киноделом?
— Сначала наш медиакружок вообще не был про кино. Как ты знаешь, я в те времена зарабатывал рекламной деятельностью, был знаком с журналистикой довольно тесно. Узнав, что я знаком с внутренней кухней рекламного дела и телевидения, Алексей Климентьевич предложил попробовать поработать с детьми, и я согласился. Сначала учил детей основам фото- и видеосъемки, потом мы делали репортажи и другие медиапроекты.
— Например, какие?
— Мы снимали школьную жизнь. Даже будучи сам родителем, я удивился, как много в школе мероприятий. «Мисс и мистер школы», «Мисс Осень», «Мисс и мистер Тускул», «Гордость школы» — это то, что я прямо сейчас могу вспомнить. И мы все это снимали, обеспечивали полное медиасопровождение — охватывали все популярные соцсети и через них обеспечили взаимодействие школы и родителей на качественно новом уровне. Вообще, это здорово, я как родитель и сам был бы рад, если бы постоянно получал качественные фото и видео своих детей, снятые хорошей аппаратурой.
Через некоторое время без нас не обходился ни один анонс школьного мероприятия. Дальше — больше: начали делать сувенирную продукцию с логотипом школы, школьный мерч, так сказать. Здорово, что полиграфия, 3D-печать сегодня возможны не только в промышленных масштабах. Мы на мощностях школы даже замахнулись на собственный глянцевый журнал, где героями были наши ученики и учителя.
«МЕНЯ ОДОЛЖИЛИ В НАГРУЗКУ»
— Завидно. Просто завидую нынешним детям. Хорошо, давай вернемся к кино. Когда от журналистики начали поворачивать к кинематографу?
— Слушай, это не поворот, наверное... а еще одно направление внутри кружка. Журналистика остается одной из профориентаций. Когда детей в кружке стало достаточно много, мы смогли снимать проекты, выходящие за рамки школы. Так у нас родилась и до сих пор живет передача «Звездная перемена». Тут дети снимают и интервьюируют наших звезд. Это очень мощно развивает детей и как съемочную группу, и как ведущих, которые преодолевают свои страхи и на равных общаются со звездами.
Вспомнил поворотный момент в сторону кино: наш директор Алексей Климентьевич купил для школы кинокамеру и некоторое профессиональное оборудование. Я, помнится, еще возражал, мол, это не совсем то. Оказалось, именно то, что надо. Так зародился и был осуществлен проект социального ролика на тему экологии. А курировал проект сам Степан Бурнашев, настоящий кинорежиссер. Он хотел одолжить у нас один... назовем это «киномеханизм», чтобы не нагружать читателей лишними терминами. И там пришли к соглашению, что называется, win-win (взаимная выгода): Бурнашев согласился отработать аренду оборудования. Под его руководством дети сочинили сюжет для сценария, собрали необходимый реквизит, сняли ролик, потом через его плечо наблюдали за процессом монтирования.
Это был шикарный опыт: дети прикоснулись к кинопроцессу вживую, «в поле». Кстати, этот ролик потом выиграл в нескольких всероссийских детских конкурсах. Потом похожие проекты наши кружковцы делали с другими звездными киношниками — с оператором Иваном Семеновым, режиссером Айалом Адамовым (помнишь, был такой Zloi Mambet?), с фотографами Алексеем Павловым, Сергеем Шариным и многими другими.
— Это, конечно, легенды, у них есть чему поучиться. Андрей, а как ты начал учить детей делать кино?
— А тут все взаимосвязано. Как я сказал, у школы стало накапливаться хорошее кинооборудование: стабилизатор, кинообъективы. Под наш медиакружок была написана хорошая программа, и обеспечение получилось на высшем уровне. И наши киношники обратились к нам с просьбой об аренде, ведь у них вечная нехватка оборудования: в сезон все рвут друг у друга технику. Аренду разрешили, но с условием — обязательно взять в киногруппу меня. Так что в первый раз я влился в съемочную группу в качестве нагрузки к технике. Погоди смеяться, уже в следующий сезон пригласили конкретно меня, без техники.
И, конечно, я начал активно высматривать все киногруппы: как работает цех художников, как действует операторская группа, режиссерская группа, как отрабатывают актеры, как подбираются костюмы, как делается грим на поле. В общем, только постпродакшн долгое время был вне моего внимания. Так я во время каникул начал серьезно работать в кино. Чаще всего как механик киноаппаратуры, но работал также и оператором, осветителем, администратором, исполнительным продюсером. И почти в каждом проекте был и водителем, и актером массовых сцен. Это якутское кино, все так работали. Кино — это ведь, по большому счету, зависимость: если человека зацепило, кино не отпускает.
КАК ДЕТИ СНЯЛИ КИНО
— Учился на каникулах, потом передавал это в учебное время... Я подозревал, что учителя так и делают! Ну и в итоге твои дети сняли собственный кинофильм?
— Это уже в нынешней школе. Сейчас я работаю в школе № 5 имени Н. О. Кривошапкина. Когда тема медиакружка «взлетела», мы начали активно делиться опытом, ездили по школам города, летали в другие регионы. После одной из командировок мне предложили развивать медиаобразование и в других школах. Так я успел поработать по совместительству в школах № 38, 30, 31. А наш опыт стали перенимать по всей России, после появления федеральной организации «Движение первых» медиастудия стала обязательной в каждой школе России. Тогда в создании многопрофильного кружка с практическими занятиями в медиа мы были первыми по всей России. Да и, наверное, в мире. По крайней мере, я раньше о таких кружках не слышал.
Наши выпускники, в принципе, уже влились в киноиндустрию. Я после того, как там обжился, начал водить детей в киноэкспедиции. А их начали привлекать в реальную работу бэкстейджерами, помощниками в опергруппе и в режиссерской группе. На данное время несколько ребят-выпускников плотно работают в кино, даже за рубежом.
— О, давай-ка расскажи, кто они, может, кого-то знаю?
— Например, Константин Сыромятников был очень увлеченным кружковцем, и, в принципе, сразу было видно, что он прирожденный талант. Он, еще будучи учеником, полноценно проработал на монтаже фильма «Тимир», авторы фильма были очень довольны им. Потом он работал во многих проектах, был, например, оператором в фильме о фильме «Карина. За кадром». Сейчас полностью в киносфере. Другая ученица, Виктория Кычкина, поступила после школы в колледж культуры на специальность, связанную с кино, и в прошлом году выиграла конкурс короткометражек. Сейчас тоже в киноиндустрии. И, кстати, она и была вдохновительницей съемок наших кинофильмов.
— Возвращаемся к этой теме. Как замахнулись на художественный фильм?
— Не фильм, а фильмы. Пусть и короткометражные пока что. В школе
№ 5 у меня оказалось все, с чем можно было думать о таком проекте всерьез. Сначала тоже были уже привычные проекты внутри школы: документирование жизни школы, репортажи и прочее. Но мы сами каждый раз поднимаем себе планку: решили снять настоящие работы по всем канонам кино и показать их в кинотеатре.
Хорошо иметь связи в киносфере, многие шли навстречу, большие актеры согласились сняться в эпизодах (например, Федот Львов, Дьулусхан Андросов), кинокомпания «Амма production» одолжила профессиональную кинокамеру, были наставники от кино. А кинозалы «Азия» предоставили нам экраны, и мы презентовали наши фильмы перед зрителями и критиками. Главная идея всего проекта: все по-настоящему, и проходят все этапы производства сами.
Это был большой опыт для детей. Ты сам слышал, как они говорили о работе: «Было трудно, но весело». То есть они ощутили сложность настоящей работы, но втянулись в процесс. Да, ты нас наругал в газете за слабость сценариев, но в остальном же все было хорошо? Кстати, мог бы прийти к нам, рассказать о сценарной работе.
— Не наругал, а написал рецензию, как вы и просили — настоящую. Да, убедил: приду, расскажу о том, как строится сюжет. Таким образом, цель кружка — делать смену нынешним кинодеятелям?
— Ну-у... нет, такой задачи не ставим. Обычно в кружке плотно занимаются от 15 до 20 учеников. Кто-то приходит новенький, кто-то уходит, но, безусловно, все получают опыт и практические навыки. Ведь, самое главное, все становятся друзьями, развивают soft skills — «мягкие» навыки, умеют работать в команде, договариваться, мыслить нестандартно, творчески. Эти навыки нужны в обычной жизни, необязательно быть фотографом, оператором или режиссером: главное — получить навыки общения, работы в коллективе. Это ведь и есть, по большому счету, то, чему учит школа.
Я ВИЖУ РАЗВИТИЕ ЯКУТСКОГО КИНО ИЗНУТРИ
— Согласен, это главное. Ну и реально некоторые дети придут в кино подготовленными, а не по старинке — «плыви или тони». Это здорово. Давай поговорим и о якутском кино. Во скольких проектах ты поработал?
— В кино я поработал в 16 полнометражных фильмах. Работал в таких проектах, как «Пугало», «Айта», «Тимир», «Тиэтэйбит», «Агент Мамбо — 2», «Зина & Леха», «Кукушка» и в других. Как говорил ранее, в разных позициях — от водителя до оператора. Поясню для твоих читателей: операторов в фильме бывает несколько, а оператор-постановщик — один. Я был в качестве одного из нескольких. И до сих изучаю кинопроцесс, чтобы передать свои знания детям. Ставить свет, кадр, разводить сцены, мыслить монтажно, как устроено кинооборудование — все это я узнавал на практике, работая в кино.
— А как ты считаешь, уперлось ли якутское кино в свой потолок? Просто есть такое мнение: количество зрителей, а следовательно, кассовый сбор в какой-то момент не позволят развиваться дальше.
— Будущее у якутского кино есть, и оно большое. Я ведь пришел в кино еще в тот момент, когда киногруппа состояла из 10–15 друзей, которые делали все за всех. Даже могу сказать, что это был за фильм — «Враг по крови». Да, фильм определенно получился неидеальным, и это, главным образом, исходило из того, что снималось все это по старинке. Люди — универсалы, мало планировки, короче, любительская работа. Потом я видел, как совершенствовался кинопроцесс из проекта в проект. Видел на примере авторов того же «Врага...», следующий их проект — «Зина & Леха» — был уже на другом уровне!
Сейчас в якутском кино, как на всех больших киноплощадках, все разделено по департаментам, у каждого свои обязанности, алгоритмы работы отработаны: все знают свое дело. И так во всем: везде есть развитие, и конца этому не видно. Помнишь, я говорил про нехватку оборудования в сезон полевых съемок? Это ведь не от бедности, просто техника не поспевает за хотелками людей кино. Все время закупается новое, более современное кинооборудование, и оно тут же осваивается.
Еще дело ведь в том, что весь мировой кинематограф сейчас осваивает совершенно новые подходы работы. И мы в Якутии используем все новинки мировой киноиндустрии наравне с миром. Так что до потолка еще высоко, да есть ли он? Кроме больших экранов сейчас есть стриминги, еще что-то появится. А у нас есть люди, больные киноделом. Также растет новое поколение киношников. А люди — в кино это самое главное.
Егор КАРПОВ
Фотографии предоставлены Андреем Дьяконовым
ВЕСТИ С ПОЛЕЙ
С Андреем я поговорил по телефону — он, как водится, снова работает в кино. Сейчас он находится на съемочной площадке нового фильма «Семь дней счастья». Это дебют в полнометражном фильме молодого режиссера Никиты Давыдова — брата Дмитрия Давыдова.
Съемки проходят в Амгинском улусе, в селе Соморсун, там, где снимались многие якутские кинохиты, в частности, фильм «Айта». В этом кинопроекте работает также выпускница его медиакружка Виктория Кычкина — фокус-пулером и плейбеком. Сам Андрей Дьяконов привлечен в качестве исполнительного продюсера.
Новая картина от амгинцев повествует об истории молодого человека с аутизмом, оказавшегося на перепутье между материнской гиперопекой и первой любовью. Что же, нас ждет новый фильм с необычным сюжетом!










