Танцующее копье и подскакивающий танец. Забытое оружие предков, упоминаемое лишь в фольклоре
Про традиционные разновидности боевого и охотничьего копья якутов мы писали лет десять или больше назад. Не упоминали тогда так называемое дьиэрэҥкэй үҥүү (танцующее копье). Упоминается эта разновидность древкового оружия в исторических преданиях и эпосе. Однако записывали мы лет сорок назад и сведения от тех, кто держал в руках такие пики.
Копье үҥүү третьего типа (безо всяких украшений и эстетики). Древко гибкое
В ЭПОСЕ И СЛОВАРЯХ
Термин дьиэрэҥкэй үҥүү используется чаще в эпосе. В текстах олонхо «Ала-Булкун» известного сказителя Т. В. Захарова — Чээбий даются описания многих видов холодного оружия главного героя, боотура. Например, дьиэрэҥкэй үҥүү тоже не было забыто и воспето олонхосутом так: «Кыыс дьахтар хаастаах хараҕа тэрбэлдьийэн көстөр хатан халлаан сындыыһа буолбут хараҕалаах хатан дьиэрэҥкэй үҥүү», то есть «на поверхности копья ресницы и брови девушки с блеском отражаются, словно с каленых небес падающая звезда — танцующее копье, имеющее крюк-зацеп». Зеркальная поверхность, скорее всего, является метафорой, но что же означает собственно дьиэрэҥкэй? В особенности по отношению к копью.
Специалисты по якутскому языку и фольклору прямо пишут по этому поводу в своих научных статьях: «Нас, современных носителей якутского языка, удивляет такое название копья». Они и не дают разъяснений.
Слово «дьиэрэҥкэй» Э. К. Пекарский объяснял в своем словаре как слово, образованное от дьиэрэҥ и имеющее параллель с бурятским жиренхей. Он приводил следующее значение слова «дьиэрэҥкэй»: «бойкий, вертлявый, проворный». Там же в качестве примера видим словосочетание «аҕыс кырыылаах дьиэрэҥкэй үҥүү» — «восьмигранное проворное копье». Таким же образным прилагательным «дьиэрэҥкэй» — «бойкий, вертлявый, проворный» древние якуты называли стрелу — дьиэрэҥкэй ох.
Упомянутое слово «дьиэрэҥ» в якутском языке означает птицу — кроншнепа. На принципе подражания шагам кроншнепа построена особая культура движения при якутских танцах — дьиэрэҥкэй үҥкүү и способе перемещения старинных скороходов (сорук боллур) с поручениями — дьиэрэҥкэй хардыы.
Танец при этом имитирует походку дальневосточного кроншнепа. Отталкиваясь обеими ступнями вместе, танцор подскакивает, поднимает колено одной ноги, приземляется, при следующем подскоке поднимает колено другой ноги. Один из популярных видов старинных якутских подвижных детских игр и танцев, а ныне неплохое упражнение для встряски и разминки перед более тяжелыми силовыми упражнениями. Пожалуй, всякий якут понимает под дьиэрэҥкэй именно этот простенький элемент некогда ритуального «танца кроншнепа».
Одноименный шаг скорохода менее известен. Вариации этой походки можно видеть на сцене театра в различных постановках пьес-олонхо. «Галопирующий» бег с подскоками. Чаще всего олонхосуты-старцы и знаток старинной ритуальной культуры движения саха хореограф Иоаким Избеков — Уустаах объясняли мне технику этого скоростного бега так: «Вот ты бежишь. Как только поставил впереди ногу, тут же подскакивай на ней вперед, скользя подошвой по полу (полю). Это не требует особых усилий, но добавляет приличную фору для твоего шага. Затем шагаешь второй ногой и снова скользяще подскакиваешь на ней».
И вправду, вроде бы идешь шагом, но за счет этих периодических подскоков легко развиваешь скорость бегущего трусцой или даже быстрее. При этом сохраняя возможность движения вперед еще долгое время.
Но почему тогда копье определяется как дьиэрэҥкэй үҥүү?
Иллюстрация из олонхо Д. Говорова «Непобедимый Мюлдью Бёгё» (1938)
ТАНЕЦ С КОПЬЁМ
Упомянутый выше мастер народных музыкальных инструментов и хореограф множества видов якутских национальных танцев Уустаах Избеков вспоминал и рассказывал мне на рубеже 80–90-х гг., что, когда ему было лет девять (примерно 1918 год был), его земляки мегинцы-мегюренцы провели наслежный ысыах. Удивительным событием для мальчика Иоакима стал ритуал открытия этого ысыаха, когда старик Скрыбыкин (все называли его Дуоҕунаан-оҕонньор) взял в руки копье с девятью опоясывающими углублениями, повязанными пучками конской гривы белого цвета. Словно это был огромный дьалбыыр (березовый или из красной ивы прутик со снятой спиралью шкурицей и в нескольких местах повязанный конским волосом), который ойууны, бахсы и удаганки использовали иногда вместо бубна с колотушкой для своих мелких шаманских обрядов. Затем старик начал петь в стиле кутуруу (заунывная песня-просьба без слов), размахивая копьем во все стороны. При этом тело танцора извивалось, кружилось, и он обходил түhүлгэ против хода солнца.
На мой вопрос: «Каким был смысл ритуала?» — Иоаким Избеков ответить затруднился. Он лишь добавил, что копье у Дуоҕунаана было необычное. Древко было хотя и толстое, но гибкое, как прут, видимо, не из характерной для наших краев древесины. Железный наконечник копья часто раскачивался на гибком древке, производя свистящий звук. Иоаким Дмитриевич утверждал, что известное из редких образчиков героического эпоса танцующее копье дьиэрэҥкэй үҥүү и есть то ритуальное копье старика Скрыбыкина.
Уважаемый мной этнограф Валерий Васильев утверждает, что копье Дуоҕунаана являлось средством передвижения его по сферам Трех миров. И раз движение по кругу происходит против часовой стрелки (против хода солнца), то это восхождение в небесные слои для передачи просьбы высшим творцам-айыы. Ведь это движение не против хода солнца, а движение навстречу ходу солнца. Спираль по часовой стрелке считалась у ойуунов спуском. Если с Верхнего мира, то в Срединный мир, если со Срединного мира, то в Нижний мир.
Маньчжурский пеший копейщик с цян (копье с гибким древком) типа тасха гида («копье на тигра»)
ГИБКОЕ ДРЕВКО
Стало быть, термин «дьиэрэҥкэй үҥүү» определяется гибкостью древка?
Тогда наконечник словно танцует диковинный танец.
Вполне полное и правильное объяснение. В мировой практике старинного военного дела народов мира копья делятся по древкам на две основные разновидности — с крепким древком и гибким древком. Прежде всего к последнему типу относятся китайские копья цян. Древко из древесины ясеня чрезвычайно гибкое и упругое.
Раскачивая древко подобного копья обеими руками, можно заметить, что древко у наконечника сильно отгибается по сравнению с остальной плоскостью. Это дает широкий диапазон для поражения на теле противника: острие наконечника приходит в цель по непредсказуемым траекториям. Вибрации, возникающие из-за гибкости древка, дополнительно помогают отшибать в сторону оружие врага.
Распространены были подобные гибкие древки на Камчатке и Чукотке. Местные вылавливали нехарактерную для тех северных мест ценную древесину в море, также подбирали на побережье. В чукотских преданиях говорится о том, что у сильного воина-одиночки (янъралъыт) древко копья гнется, словно раскачиваемая связка оленьих камусов. Видел такое в исполнении конергинца Еттылина, а также ачайваямца Ятгиргина, когда они показывали элементы чукотского копейного боя пойгынатыркын. Видел гибкие ясеневые древки у нанайцев, удэгейцев и нивхов. У первых из них упражнения с копьем назывались тахтахари и вплоть до 80-х оставались живой традицией, однако ныне позабыты.
Думается, что и древесина ясеня могла доходить до среднего течения Лены обменным путем или путем специальной заготовки. В конце концов, в соседнем Хабаровском крае произрастают уремные леса с преобладанием маньчжурского ясеня. Якуты обеспечивали различные тунгусо-маньчжурские племена Дальнего Востока железными изделиями собственной ковки, на обратном пути торговцы и менялы могли срезать и необходимые породы редкой для наших краев древесины. На худой конец гибким древком мог служить тальник, специальным образом высушенный и подготовленный.
Владимир ПОПОВ



