Главная » 2021 » Декабрь » 15 » Курение у народов Севера

Курение у народов Севера

Есть в этнографии народов Сибири и Дальнего Востока несколько щекотливые темы. Например, темы традиционных татуировок, применения различных уловок в поножовщинах и с этой же целью внесения изменений в конструкцию рукояти ножа, некоторых темных шаманских (и не только) ритуалов и прочая-прочая. Сегодня мы коснёмся другой непопулярной темы — истории табакокурения у коренных народов Сибири и Севера.

ГИПОТЕЗЫ
Известно, что многие заимствованные у русских предметы обихода и обычаи сибирские инородцы называли, видоизменяя чуток на свой лад те же термины из русского языка. В связи с этим интересно отметить, что у многих из них курительная трубка обозначается не как, допустим, «трубка» или «туруубка», а чаще называется по-своему. У селькупов — канцан, у хантов — канса, у бурятов — ганза, у якутов — хамса. Последнее слово заимствовано практически всеми народами Восточной Сибири — не зря якутский язык называли (в том числе, писательпутешественник Иван Гончаров) не иначе как «французский язык Сибири». Утверждается всеми исследователями, что все эти слова имеют общий корень. И корень этот — китайское слово «ганза». Естественно, всё не так просто. Ганьцзы означает палку, а яньганьцзы 烟 杆子 ‘мундштук’ — вот егото тюркологи пишут, как ганза. Видимо, 烟 ‘дым’ выпал в просторечии, осталось ганьцзы/ганза, канса. В якутском языке слово это звучит глуше и сочетание согласных, находящихся рядом, взаимозаменяется, превращаясь в «хамса».

Итак, на основе термина ганза/хамса, археологических находок и других фактов немногочисленные исследователи истории распространения употребления табака и курительных принадлежностей у народов Сибири выдвигают две основные версии: Ю. А. Купина считает, что голландцы завезли в Японию табак в начале XVII века. Японцы занесли традиции табакокурения в Корею, а те в Маньчжурию и Китай. Оттуда табак и курительные трубки распространились по Сибири. Этой же удивительной гипотезы придерживается археолог А. В. Харинский с той лишь разницей, что табак появился в Китае веком раньше и через китайское влияние проник в Сибирь уже в начале XVII века, т. е. это произошло практически до завоевания Сибири казаками-первопроходцами. А. В. Шаповалов склоняется к мнению, что табак и курительные трубки попали к сибирским народам из России от русских казаков и торговцев. Однако Шаповалов не отрицает и значительного потока китайского табака-«шар», поставляемого в Сибирь бухарскими торговцами, забиравшимися к XVII веку до Енисея и Байкала.
То есть получается, что к приходу в Сибирь первопроходцев некоторые сибирские народы могли уже курить табак или какие-нибудь его заменители?

ТАБАК В РОССИИ
Первые упоминания о табакокурении в России относятся к XVI веку. Его строго запрещали ещё в противопожарных указах Ивана III от 1504 года. Но большинство историков приписывает становление культуры потребления табака к правлению Ивана Грозного. В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслер пристал к берегам России, спасаясь от бури в Белом море. Установились дипломатические и торговые связи. Среди привозных товаров был и табак, который русские выменивали на местные товары. Популярность получили не только курительный и нюхательный табак, но и так называемая настойка на табаке. В русском языке закрепилось словосочетание «пить табак». Распространению табака помешал взошедший на престол в 1613 году Михаил Фёдорович. Новый царь считал табак «разорительным зельем», так как «пьют тот табак вместо вина, и пропиваются пуще вина». Он приказал за курение и выращивание табака ссылать в Сибирь, сечь плетью и вырывать ноздри. А в 1632 году, когда казаки срубили на правом берегу среднего течения Лены Якуцкий острожок, царь наложил вето на ввоз табака из-за границы. Русская православная церковь поддерживала государя, объявив табак «бесовским и богомерзким зельем». По некоторым данным, в 1634, когда по Москве прокатились пожары, табак был проклят самим патриархом — считалось, что пожары происходят из-за курильщиков. Царь Алексей Михайлович продолжил запрет на ввоз и употребление табака. В 1649 году Соборное уложение категорически запретило как само курение, так и распространение табака. Вот какое положение с табаком было в Русском государстве на момент открытия первопроходцами рек Лена и Вилюй.

КУРЕНИЕ У ИНОРОДЦЕВ
В Западной Сибири, например, у селькупов, по свидетельствам русских первопроходцев, курево культивировалось изначально. Селькупы применяли цилиндрические или квадратные глиняные и каменные массивные чаши с небольшим конусообразным отверстием для табачного зелья и вторым отверстием для мундштука из ивовой или тальниковой ветки. Интересно, что они курили не всухую, а так называемым «водным» способом. Набирали в рот воды. Пускали в мундштук небольшую порцию оной и всасывали дым вместе с водой. Интересной особенностью было то, что они практически не выдыхали дым. За две-три резкие и глубокие затяжки порция табака заканчивалась. Остатки воды селькуп проглатывал. Затем ложился и казался то ли пьяным, то ли подавал признаки приступа больного падучей болезнью. Настолько сильный эффект наступал от курения в то время.

Курили в Западной Сибири так называемый китайский табак — «шар». «Шар» поставляли на Енисей бухарцы. К XVII веку бухарские купцы продвинулись до Байкала. Оттуда «шар» шёл по реке Лене всё дальше на восток. За короткий срок курение «шара» распространилось практически на всю Восточную Сибирь и далее на Дальний Восток. Вероятно, в нынешнем Приморье китайский табак появился среди дауров и тунгусо-маньчжурских народов ещё раньше. Хотя табакокурение и «питье табака» было запрещено в метрополии Русского царства, однако же в Сибири были свои законы, сформулированные так: «До Бога высоко, до царя далеко». Видя, что сибирские инородцы охотно и дорого покупают на пушнину табак, промышленные люди находили способы завоза и черкесского (южнорусского) табака, и китайского «шара». Это было всего-навсего очень и очень выгодное дело.
Практически весь XVII век сибиряки (и инородцы, и казаки) курили «шар». Но позже поставки «шара» прекратились и начали продавать более мягкие английский (так называемый никоциан), черкесский и малоросский табак (тютюн) .
Как мы узнали выше, китайский «шар» обладал убойной силой. Состав этой курительной смеси остается загадкой до сих пор. Вероятно, там были примешаны опий, конопля или ещё какие наркотические вещества. Восточносибирские охотники поначалу курили «шар», как и западносибирские, с набранной в рот водой и резкими затяжками по принципу примитивного кальяна.

ЧТО КУРИЛИ?
Поскольку «шар» был сильно крепкий, то инородцы-курильщики с целью смягчить курево или улучшить вкусовые качества, да и сэкономить дорогой китайский табак, примешивали золу чаги (наростов на березе), растолченные в порошок кору березы, осины или тополя, исландский мох, папоротник, трубочный нагар (табачный деготь, соскабливаемый из чашки курительной трубки), опилки тальника. Курение чаги с табаком дает очень мало дыма, что, по мнению некоторых исследователей, стало причиной столь частого ее применения народами Сибири, чья жизнь в прошлом была связана с охотой, где нельзя дымить, чтобы не спугнуть зверя. С этой же целью инородцы-охотники частенько практиковали вместо курения жевание табака.

Юкагиры курили с XVII века. Смешивали с табаком сушеный чабрец, которым многие инородцы пользовались для окуривания при обрядах. Шаманы у палеоазиатов и ырчык (якутские профессиональные гадатели, но не шаманы) могли для усиления галлюциногенных свойств табака добавлять сушеные шляпки мухоморов и других растений. Этнограф В. Тан-Богораз свидетельствует о курении среди чукотских шаманов в своей книге, изданной в 1939 году: «В старину шаманы не употребляли возбуждающих средств, но в настоящее время они перед началом сеанса часто выкуривают целую трубку чистого несмешанного соскобленным деревом табаку, который действует как сильное наркотическое средство.
Эта привычка перенята чукчами от тунгусских шаманов, у которых распространено употребление не подмешанного табаку, как сильного возбуждающего средства». То есть чистый табак «шар» имел вот такие «шаманские» свойства.
Дымом китайского табака шаманы изгоняли болезнетворные силы, вызывали у себя или больных сновидения и галлюцинации, кормили духов, управляли стихиями, предсказывали грядущее. Из табака делали настои, отвары и мази, помогавшие при кожных заболеваниях, ранах и язвах, насморке, головной боли, психических отклонениях и лихорадке. О чем свидетельствовал, например, якутянин

Гаврил Никифоров, более известный по своему ламскому имени Арга, который, заболев «шаманской болезнью», свои дошкольные годы жил и лечился у знаменитого якутского шамана Ньыыканойуун. Ньыыкан часто окуривал своих пациентов сигарами из лечебных трав, настаивал, чтобы курили, как сигареты, самокрутки с неизвестным им набором сушеных трав.
ЭПИЛОГ
Хотя инородцы Восточной Сибири и Северо-Восточной Азии прежде не знали табака, но одновременная экспансия казаков, часть из которых была знакома с курением, а часть и вовсе была сослана в Сибирь за курение, а также местные традиции окуривания чистящими (можжевельник, чабрец) и лечебными (багульник и пр.) растениями, употребление возбуждающих средств некоторыми народами, способствовали очень быстрому привыканию их к курению табака и «шара». Инородцы Северной Азии стали настолько заядлыми курильщиками, что даже пристрастили к этому аляскинцев. Всё, круг замкнулся — табак, распространившись по всему миру из Америки, вернулся в Америку.

Табак наряду с иными привозными обычаями, вещами и явлениями сыграл очень важную роль в культурном обмене между местными и пришельцами в Сибири, взаимно обогащая их опыт и открывая пути для появления точек соприкосновения на бытовом уровне.
 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb