Главная » 2025 » Сентябрь » 12 » Кыраман и Дьабын. Куда ведут добродетель и зловредность ойууна?

Кыраман и Дьабын. Куда ведут добродетель и зловредность ойууна?

Говорят, у ойууна было до девяти реинкарнаций. Эти перерождения совершались посредством ритуального дерева, в корнях или дупле которого прятали очищенные от плоти кости шамана. Притом ойуун рождался снова и снова в своем роду. И только после завершения девятого круга жизни его кут улетал окончательно в Дьабын. Так ли это, узнаем из сегодняшнего материала.

Редкий непостановочный снимок камлания якутского ойууна. 1916 г. Обратите внимание — за шаманом выгнутые ветви арык мас. Из частного собрания

Реинкарнация и культ предков

В старину шаманский костюм-куму называли арбаҕас «шуба из медвежь­ей шкуры, которую носил предок». Корень слова при этом арбах «медведь; предок; густые ветви дерева». Есть параллель в киргизском языке арбак и казахском аруак «дух предка; святой». Арбах, вероятно, восходит к якутскому глаголу арбаа. Арбаа в со­временном якутском языке толкуется как ‘хвалить, расхваливать, превозносить; преувеличивать’. В обряде якутских ойуунов, известном, как ытык дабатыы (представлявшем собой особый ритуал восстановления шаманского воздушного погребения и поднятия души жертвенной лошади к духам предков шамана), встречается термин арбатыы, означающий первое камлание в комплексе обрядов.

В старинном якутском языке глагол арбаа означал «заклинать; призывать (предков, духов)». Кыпчакское слово арбак происходит от пратюркского понятия арик, арук (дух умершего человека, представитель потустороннего мира), в свою очередь арик состоит из ари «потусторонний» ак «белый, правда». Можно сопоставить арик с якутским арык мас «шаманское дерево с множеством вы­гнутых ветвей; дерево мертвых; дерево-хранитель душ». Удачно приходится другое значение якутского слова арбах «гус­тые ветви (дерева); валежник, бурелом; куча хвороста». Наблюдается фонетический переход: арик > арык > аруак > арбак > арбах. Если арык — дерево для перерождений предков-ойуунов, то арбах — те самые души предка-ойууна.

Женщина рода всегда может попросить у родового культового дерева душу ребенка — душу-кут шамана-предка.

Однако не каждый ойуун

может перерождаться у потомков. Это происходит, только если соблюдены многочисленные каноны культа предков. Если были проведены все три обряда восстановления могилы шамана в течение трех веков, затем кости были спрятаны во чреве арык мас. А между этим всем приглашенные родом ойуу­ны кормили духа предка и оказывали почести.

Чёрные и белые?

Существует миф о черных и белых шаманах. Поколение постарше помнит советский телесериал «Белый шаман» по мотивам романа Николая Шундика. Фильм повествует о противостоянии старого черного шамана и молодого белого у чукчей. Быть может, у палеоазиатов и есть подобное деление.

А в якутоведении это чуждое влияние. Пожалуй, первым искусственно ввел это понятие В. Ф. Трощанский.

Суть идеи в том, что есть шаманы доброго начала и злого. Добрые приносят людям благо, обращаясь лишь к светлым Творцам-Айыы — этих шаманов называют айыы ойууна. И есть абааhы ойууна — шаманы, обращающиеся за помощью к злым духам Нижнего мира. Среди последних бывают еще сиэ­мэх ойуун — шаманы-едоки, которые при помощи волшбы убивают соперников и врагов.

Здесь, похоже, перепутано несколько понятий.

Традиционное автохтонное шаманство называется ойууннааhын. Тяготеет этот комплекс древних верований к бронзовому веку и неолиту Якутии, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные изображения шаманов в плащах с бахромой и овальными бубнами в руках. Другое направление — бахсылык, пришедшее к нам в раннем средневековье из Центральной Азии с носителями древнетюркских (в первую очередь древнеуйгурского) языков.

Отличались ойуун и бахсы одеждой, атрибутикой и, конечно, внутренним миром.

Однако во многом они сплелись воедино, объединившись в лоне ойууннааhын.

А внутри этого сообщества действительно были и зловредные ойууны, и праведники.

Туом и аньыы

Недавно видел в интернете ролик современной шаманки, рассуждавшей о том, что не надо говорить старинное заклинание «дом!», а следует говорить «туом!». Гм. Это разные слова. «Дом» — это именно заклинание, как домньут «заклинатель». Туом означает «обряд; заветы предков».

Якуты называют каноны своей ритуалистики и законы морали сиэр-туом. Притом можно понять этот термин как «морально-нравственные законы; этические нормы; Абсолютные законы; законы бытия».

Взять слово туом. Древнетюркское слово тоҕум «скот, предназначенный на убой или жертву» может подойти к туом «мелкая обрядность». Калмыцкое слово тоом «внимание; глубокое уважение», возможно, тоже имеет отношение к туом.

Вспомним якутское понятие тойук «религиозные гимны-призывы». Происходит от глагола туой «петь тойук». Корень Туо (нечто необъятное и бесформенное; законы Мироздания). По записям исследователей XVIII столетия зачин тойука был не «Дьиэ Буо!», а «Йиэ Туо!» — прославляли Туо, отчего и появился глагол туой.

Напрашивается сравнение Туо < Дао ‘Абсолют; Путь’. А вот и параллель: киргизское тоом «след; направление дороги; место соединения позвонков». Опять же внутри позвонков по позвоночному столбу-долоҕой путешествует по сферам Трехмирья душа-кут ойууна, поднимаясь в Верхний мир через макушку Уу Дьулай и ныряя в Ниж­ний мир через свое чрево Уу Дьаамы.

На пути-дороги указывает и якутский глагол тойонноо «толковать будущее; указывать верный путь». Тойон ‘властелин’ от древнеуйгурского тойын ‘буддийский монах’, а тойын от китайского дао­жэнь ‘даос’.

Туом от Туо + -м, то есть это Законы Бытия, нарушив которые, воздействуешь на само Мироздание и Мировое равновесие, что аукается эхом в том числе и на судьбе нарушителя.

Это, конечно же, понятие о сэт, когда чаша человека переполняется такими проступками, достойными осуждения, или даже грехами-аньыы, то не стоит ожидать добра.

Ойуун, имеющий достаточное количество сэт и аньыы, проваливается в тартарары, называемые Кыраман.

Кыраман

Многие ойууны были далеко не праведниками. Не только помогали больным и страждущим, но больше вредили. Выбирали Темную сторону.

После смерти эти ойууны могли перерождаться в своем роду, однако после окончания цикла перерождений (максимум девять раз) отправлялись в мир Кыраман. Сравнивают этот Кыраман, означающий отдаленный край, с древнеперсидским злым началом Ахриманом, и с индоарийским карма «доля, участь». В индуизме и буддизме карма — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаж­дения в этой жизни или следующих перерождениях. Условно говоря, безнравственный человек может переродиться в следующей жизни в животного.

Это шаманский ад, в котором он за свои грехи пребывает бесконечность, притом полностью осознавая все свои грехи снова и снова и терзаясь от них.

Кыраман словари переводят как «безвестная даль». Есть выражение «кыраман өр» — «бесконечно долго». Возведение кыраман к якутскому глаголу кыраа «проклинать» является народной этимологией, то есть не имеет научного веса. В санскрите карма часто пишется «карман» и переводится как «дело; действие; труд». Вероятно, истоки кыраман именно в этом слове из санскрита.

Ойуун, имевший дело со злыми духами, сам подверженный нервным припадкам, должен был очень постараться, чтобы пройти свой жизненный путь согласно фаталистическому предначертанию — помогать людям. Преодолевать науськивание «злых духов» (жизненные невзгоды), не отчаиваться и в старости также достойно встретить свою смерть с холодным рассудком, отдавая распоряжения потомкам. И лишь тогда ему светил путь в светлый Дьабын.

Ритуал ытык дабатыы. Фотофонд Якутского краеведческого музея

Дьабын

В Пустоту и Небытие Дьабын отправляется после завершения всего цикла жизней лишь праведный ойуун. Ну как праведный. Все намного проще. Не делавший плохого другим, не убивавший и «не съедавший».  Проживший жизнь согласно Законам Бытия Туом.

Дьабын у якутов понимается двояко — профанно (по-народному уразумению) и сакрально (согласно шаманским воззрениям Туом).

Профанное мнение — это отдаленный мир, в котором обитают злые духи и куда проваливается ойуун после смерти и где пребывает в муках веки вечные. Эта семантика связана с древнетюркским словом йаман «плохое».

Сакральное мнение — Дьабын еще следует заслужить своими девятью перерождениями в Срединном мире Ой Саҥай, каждый раз становясь благим по отношению к обращающимся, все больше помогающим людям. Заслужив добродетельным поведением и светом, который нес страждущим всю жизнь, небесную благость, растворяешься в Небытие.  Мол, это высшая благодать — прерывание цепи перерождений и Пустота.

Этимология дьабын связана с якутско-древнемонгольским дьаба «свободное время; Небытие» + -н. Куда душа-кут умершего ойууна воспаряет через щель-дьаба (также встречается у якутов и монголов: дьаба «щель женского детородного органа») Мирового Древа Аар Кудук Мас, которое олицетворяет личное ритуальное многоветвистое дерево ойууна — арык мас.

 

Владимир ПОПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb