Лена ОЛЕНОВА — новый режиссёр Театра Олонхо: «Женщина абаасы — моя любимая роль»
Театр олонхо с первых дней своего существования ставил не только якутский эпос, но и обращался к шедеврам мировой эпики. Так, с большим успехом прошла постановка «Пионовая беседка» — китайская классика театра куньцюй, а китайцы, в свою очередь, поставили олонхо «Туйаарыма Куо» в стиле китайской оперы. В этом году, в апреле, была представлена постановка по мотивам греческой трагедии «Орфей и Эвридика». История о сладкоголосом певце, сражающемся ради спасения своей возлюбленной, стала первой большой режиссерской работой Лены Оленовой.
До сего дня мы ее знали как актрису Театра олонхо, сыгравшую как деву-воительницу Дьырыбына Дьырылыатта, так и деву абаасы Сарахана Күүкэнньик. Сейчас она работает над главным представлением Ысыаха олонхо, который пройдет в этом году в Нерюнгри.
— Лена, а в каком возрасте вы впервые решили стать артистом театра?
— Знакомство со сценой у меня было самое стандартное — школьный театральный кружок. Училась я в школе № 31, и первой сценической наставницей стала руководительница нашего кружка Людмила Федоровна Молукова. Сразу же увлеклась, бралась за все роли. Например, моей первой «большой ролью» считаю роль Кысыл Ойуна по поэме Платона Ойунского. Да, я сыграла мужского персонажа, и да, для школьного драмкружка репертуар у нас был очень взрослый. И, когда я училась в выпускном классе, Людмила Федоровна указала мне, что в Арктическом институте есть актерские курсы, таким образом мой жизненный выбор определился.
— Предполагала ли ты во время учёбы, что станешь артисткой Театра олонхо?
— Да. Собственно, это было не предположение, а знание — наш курс готовили как первый набор для нового театра. Нам Степанида Ильинична ставила тойук, учила петь в технике кылыһах, Герасим Семенович учил якутским обрядам, культуре. То есть мы, будучи студентами, уже знали, что будем играть олонхо. Правда, еще не было понимания, как это будет выглядеть. Я считаю, что это было большое везение — стать участником такого эксперимента по воле судьбы.
— Театральная общественность о вас узнала по роли Дьырыбына Дьырылыатта. Как вы получили роль, был какой-то внутренний кастинг?
— Нет, это был исключительно выбор самой Корниловой! Главное, в то время я не работала — сидела в декрете. Сидела дома, вся в материнских хлопотах, о сцене и не думаю. И вот однажды позвонила Матрена Владимировна, сказала, что видит меня в роли Дьырыбына в своей постановке... И я сама не поняла, как уже стою на сцене. Была большая работа над этим спектаклем, был и большой успех: наш спектакль был номинирован на главную театральную премию России «Золотая маска» в четырех номинациях. Потом гастроли по разным театральным площадкам... В общем, с этой постановкой у меня очень приятные воспоминания.
— Другая запомнившаяся лично мне роль — Сарахана Күүкэнньик. Не обидно было играть абаасы после роли девы-воительницы?
— Какая обида! Именно эту роль я хотела как никогда. Для артиста нет хороших или плохих персонажей, а есть характерные роли. Женщина-абаасы, не пожелавшая смириться с предопределением, решившая изменить свою судьбу, укравшая и усыновившая ради этого троих детей, — это же шикарная роль! Как только я услышала, что Степанида Борисова решила ставить «Кыыс Дэбилийэ», я мечтала сыграть ее. И была счастлива, когда она мне досталась, работала над образом самозабвенно.
— Итак, вы востребованная артистка, публика вас знает и любит. Но вы решили стать режиссером. Почему?
— Это не спонтанное решение. Наверное, мысль о режиссуре появилась благодаря тому, что передо мной всегда были Степанида Ильинична и Матрена Владимировна. Стать режиссером, создать собственный спектакль — это было мечтой, потом стало целью. Я в театре уже 15 лет, и из них десять лет пробую себя в режиссуре. Знают это немногие по одной причине — это работа с детьми. Мы с моей подругой Натальей Слепцовой-Корякиной создали Экспериментальную театральную студию, где школьники из Якутска и села Октемцы играют спектакли. Например, одна из наших последних работ — это спектакль по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. С этой постановкой ездили на Пермский театральный фестиваль, стали лауреатами. И, когда появился шанс, поехала осваивать профессию режиссера музыкального театра в Российском институте сценических искусств в Санкт-Петербурге. Поступила, училась заочно, в прошлом году завершила. Дипломной работой стал как раз «Кыра сулус кыра тойоно» — «Маленький принц».
— «Орфей и Эвридика» — ваша первая «взрослая» постановка в Театре олонхо. Почему не олонхо, а древнегреческая трагедия?
— История Орфея и Эвридики — это греческий миф, по-сути эпос. Древние эпосы всех народов говорят об универсальных человеческих понятиях. Поэтому мне было интересно находить точки соприкос новения греческого мифа и якутского олонхо. Мой спектакль на греческом материале, а рассказывает о зарождении якутского самобытного искусства тойук, о том, что это для нас значит. Это про самоидентификацию современного человека и его принадлежность к собственному народу. Поиск новых методов присущ нашему театру, мы работали с материалами других традиций всегда. Так что мотив выбора был простой: мне было интересно.
В постановке много тойука, много танцев. Хореографию разработала главный балетмейстер Театра оперы и балета РС(Я) Екатерина Тайшина. Автором инсценировки стала Ангелла Попова, художником-постановщиком — Михаил Егоров, а художником по костюмам — Сардана Федотова. Было волнительно работать с такими мастерами.
— Над чем вы работаете в данный момент?
— Сейчас все силы Театра олонхо брошены на постановку театрализованного представления, которое будет показано в рамках Ысыах олонхо — 2025 в Нерюнгри. Режиссуру доверили мне, и это действительно большое дело! На эту постановку работает не только наш театр, но и Театр коренных малочисленных народов Севера, всего задействовано 117 артистов. Также приняли участие артисты Национального театра танца и танцевальный ансамбль «Сандал». Так что работаем безостановочно — репетируем, шьем костюмы, строим декорации, пишем звуки.
— И что за история будет показана на главном тюсюлгэ республики в этом году?
— Учитывая то, что ысыах в этом году будет в Нерюнгри, было решено ставить представление, основанное на эвенкийском эпосе нимнгакан «Ньуҥурмэк — Алта Суһуохтаах Тулаайах Кыыс» (Шестикосая сиротка Нюнгуромок). Нимнгакан — это эвенкийский эпос, как олонхо для якутов. Думаю, зрителям будет интересно находить как общечеловеческие параллели, так и взаимные заимствования, ведь с эвенками народ саха живет бок о бок уже много веков, так что взаимное проникновение культур было неизбежно. История красивая, вдохновляющая, думаю, зрители точно не разочаруются увиденным.
Представление будет показано на третий день Ысыаха олонхо. Приходите, посмотрите историю о Ньуҥурмэк своими глазами!
Ое КАРПОВ
Фото из архива Театра олонхо
Справка «ЯВ»
Лена Оленова родилась 5 февраля 1987 г. в с. Хатассы и выросла там же. С ранних детских лет выступала на сцене. Дипломант и лауреат детских вокальных конкурсов. В школе с успехом занималась в детской театральной студии, лауреат и победитель многих школьных фестивалей и конкурсов.
С 2006 по 2010 годы училась в Арктическом государственном институте искусств и культуры по специальности «Актерское режиссерское отделение» и получила квалификацию артиста драматического театра и кино. В дипломном спектакле «Беда от нежного сердца» Волкова сыграла роль матери (2009).
В годы студенчества участвовала в театральных студенческих фестивалях: «Олох долгуннара» («По волнам жизни»), реж. С. Борисова (Ярославль). Лауреат Международного фестиваля театральных школ «Сердце Азии — 3» (Барнаул, Алтайский край, 2009 г.).
С 2024 года режиссер Театра олонхо. Участник многих российских, международных театральных фестивалей.
Творческая стажировка: в театрах кабуки и но (Токио, 2014). С 2010 г. актриса Театра олонхо. Педагог и директор детской экспериментальной театральной студии.