Главная » 2023 » Май » 10 » Люди труда

Люди труда

 

В Якутске состоялась церемония вручения премии «Человек труда». Отбор лучших тружеников проходил в три этапа: выдвижение коллективами, рассмотрение заявок и правительственная комиссия. В списке награждаемых — 29 представителей промышленной отрасли и 21 представитель социальной сферы. Есть врачи, токари, трактористы, кузнец, доярка, преподаватели, слесари, а также женщина-электрослесарь по ремонту электрических машин четвертого разряда и билетер кинотеатра «Центральный». Простые люди, трудяги.

Глава Якутии Айсен Николаев подчеркнул, что, когда он придумывал эту премию, он сам себе сказал, что там не будет начальников, директоров и тойонов. А будут обычные люди. Так и получилось. Все 50 награждаемых получили по 300 тысяч рублей. Народу в Центре культуры имени Гагарина собралось очень много! Мест всем не хватило, так что мужчины-министры стояли в проходе, уступив места дамам.

Айсен НИКОЛАЕВ, глава Якутии:

— Наши лауреаты представляют собой самые разные профессии, но всех их объединяет любовь к делу жизни и ответственность за свою работу. Благодаря им — открытым и целеустремленным — мы гордимся прошлым нашей Якутии, ценим настоящее и уверены в будущем республики. Низкий поклон всем Труженикам с большой буквы за их самоотверженный, доблестный труд, очень нужный всей нашей стране. Благодарю каждого из вас за значительный вклад в развитие республики, за ваш пример патриотизма, преданности Отечеству. Мы должны еще больше укреплять нашу важнейшую ценность — уважение к труду, давать еще больше импульсивности трудовому движению. Поэтому я принял решение и хочу его сегодня озвучить: премию «Человек труда» мы делаем постоянной и каждый год к 1 Мая также будем чествовать 50 самых достойных тружеников Республики Саха (Якутия).

«КРЕПКОГО СЛОВЦА НЕ БОЮСЬ»

Согласитесь, это необычно — женщина-электрослесарь. Но наша героиня, Галина Ивановна, не видит в своей профессии ничего необычного. «Я простая электрослесарь», — с гордостью говорит наша собеседница из Чернышевского.

Галина ГАЦУЛЯК, электрослесарь по ремонту электрических машин четвертого разряда Вилюйского филиала акционерного общества «Теплоэнергосервис»:

— Мы приехали в Якутию с родителями в 70-м году, под Новый год. Я училась в школе, в 1978 году поступила на работу. Вилюйский техникум не окончила по состоянию здоровья. Не получилось. Ходила к директору, просила, умоляла. И вот он мне посоветовал стать электрослесарем. В 1978 году устроилась на Вилюйскую ГЭС. Директор сначала говорил: «Сходи, посмотри, понравится или нет». Мне сразу понравилось. Я раньше вообще представления не имела, что такое электрослесарь. Где я, девочка, и где электрослесари? Но спустя время поняла, что ничего уж такого сложного в этом нет. Главное — любить свою работу. А я сразу прикипела, сразу все поняла.

— Не сложно работать в мужском коллективе?

— Так у меня наставником была девушка-электрик, меня поставили к ней учеником! Да, в 70-е годы. Она, можно сказать, направила на путь истинный. Мужики вообще мне никогда не мешали. Я женщина крепкая, мужское словцо могу воспринять нормально, меня это не коробит. Сама не матерюсь, но и в обморок не падаю, если услышу «народное творчество». Мне моя работа нравится.

— Извините за вопрос. Вас на сцену выкатили в инвалидном кресле. А не сложно работать?

— Так я ходячая! Просто у меня чуток осложнение пошло, наколенник сломался, пришлось так на сцену выходить. Так-то я хожу. И чтобы побыстрее всё было, мне дали коляску. Нам сценарий дали, надо было быстро-быстро выходить на премию.

— Как вы отнеслись к тому, что вас выдвинул коллектив?

— Я была в шоке. Очень сильно радовалась. Спрашивала всех: «За что?». Ну раз выдвинули, значит, я нормальный труженик. Никогда от работы не отлынивала, всегда была на передовой. Мне не стыдно, как я жила и работала все эти 50 лет. Я не ожидала, тружеников много, а меня выбрали из всего Мирнинского района одну. Думаю, есть люди и достойнее меня. Ну выбрали и выбрали. Сюрприз для меня. Для меня это гордость за себя и за свое предприятие. За огромное количество человек, которые работают со мной рука об руку.

— Как поселок Чернышевский изменился с 70-х годов?

— Ох, всё меньше и меньше становится. Люди уезжают или умирают. Нас, старожилов, уже мало. Раньше, когда стройка была, народу было очень много! Но живем как-то!

— Как родственники восприняли?

— Они были так рады за меня! Новость распространилась молниеносно. У меня три дочки и ни одного сына. Зато четыре внука, и ни одной внучки. Цветы, подарки, обнимашки. Дети и внуки больше меня радовались этому званию — «Человек труда».

 «ОБНОВЛЮ ФОТОАППАРАТУРУ»

Пожалуй, нет человека в Южной Якутии известнее, чем наш коллега Юрий Коковин. Нерюнгринский журналист, фотограф из газеты «Индустрия Севера» — его работы известны далеко за пределами республики. Он обожает тайгу. И воспевает якутскую природу по всему миру. Однажды он нос к носу встретился в лесу с медведем и даже тогда не выронил из рук фотоаппарат. Дико обаятельный, доброжелательный — он буквально притягивает к себе людей, может разговорить даже самого страшного зануду-чиновника. «Я люблю всех, кого снимаю и о ком потом пишу», — говорит Коковин. Вся журналистская братия (а мы все друг друга знаем) была счастлива, что выбрали достойнейшего из достойных. Юрий КОКОВИН, журналист:

— Я начал увлекаться фотографией лет с 11- ти. Но в профессию пришел относительно в зрелом возрасте. Мы жили бедно, я у отца выклянчил фотоаппарат. Просил «Смену», но отец походил по магазину и купил дорогую «Зарю», типа как «Фэд». Сказал: «Если уж брать такую дорогую технику, то лучше сразу купить новую». «Смена» стоила 10 рублей, а «Заря» — рублей 30. Это для нашей семьи были большие деньги. И я начал фотографировать, как сумасшедший. Снимал сестру, брата, маму, папу, дедушку, бабушку. Потом начал снимать свой дом, улицу, лес, речку. И даже в армии не прекращал фотографировать. Не знаю, почему мне дали такую индульгенцию, это было запрещено, но в армии у меня была даже своя фотолаборатория. Я был в армии кинологом, всех собак переснимал. У меня к тому времени уже был профессиональный «Зенит». Потом на глаза мне попалась книга «Охота с фотоаппаратом», я ее прочитал взахлеб. Мне был уже 21 год. И это был толчок на всю жизнь. И как раз в это время родственник прислал мне мощный телеобъектив к «Зениту». Я тогда работал машинистом на тепловозе, приехал строить БАМ в 1981 году.

— А как вы в газету попали?

— У меня произошли небольшие отклонения по здоровью. Я ушел из железной дороги, потому что появилась небольшая тугоухость. И увидел в газете объявление, что требуется фотограф в газету «Углестроитель». Там совершенно замечательная редакция была, они приняли меня в свой дружный коллектив-многотиражку. И вот, почитай, четвертый десяток служу в газете.

— У вас огромное количество премий. Какая награда самая ценная?

— Журналистская премия в 2016 году, первое место от газеты «Комсомольская правда». Она ценна тем, что в этом конкурсе принимали участие профессиональные фотографы из изданий вроде National Geographic, «Вокруг света», Geo. Я выделяю эту премию, потому что боролись суперпрофи. Такие мастодонты, и тут я врываюсь на первое место из какой-то маленькой провинциальной газеты. Ну плюс еще я «Золотое перо Якутии», тоже важная премия. И есть у меня награды «Дикая природа России» журнала National Geographic. Есть премии не громкие, маленькие, что-то вроде «Охотничье хозяйство». И мне нравится не только просто фотографии отправлять, а именно фоторепортажи с пояснительными текстами. Сама по себе фотография молчит. А когда с большой подписью, многое становится понятным. Когда меня спрашивают, в каком жанре я работаю, отвечаю: снимаю природу. Мне интересны пейзажи, животные и птицы с насекомыми.

— Юрий, бестактный вопрос! Но вы как коллега меня поймете. На что 300 тысяч потратите?

— Давно не обновлял фотоаппаратуру! Года два. Это много. Ну и не для печати будет сказано, что часть денег уже потратили с коллегами, я «поляну» накрыл.

«У ОЛЕНЕЙ ЕСТЬ ДУША»

Роман Туприн из села Юрюнг-Хая Анабарского улуса — потомственный оленевод. Он работает с 2017 года в МУП имени Ильи Спиридонова (первый Герой Труда Советского Союза из Якутии), это самое северное предприятие в мире, которое занимается оленеводством. В коллективе трудятся 95 человек, из них 76 человек — это оленеводы, пять механизаторов, три бухгалтера и специалисты аппарата управления. Под руководством Романа Туприна в 2019 году предприятие стало победителем конкурса Лучшая организация АПК в Республике Саха (Якутия) по итогам 2018 года в номинации «Лучшее оленеводческое хозяйство».

— Сколько у вас оленей?

Роман ТУПРИН, директор муниципального унитарного оленеводческо-промыслового предприятия имени Героя Труда Ильи Спиридонова:

— В хозяйстве — 14 тысяч. Есть олени у частников, есть в общине. Всего примерно 16 тысяч. И за всеми ухаживают примерно 90 человек — механизаторы, чумработницы. Вот это — люди труда. А я так. Как представитель отрасли.

— Сколько вы уже работаете в оленеводстве?

— 28 лет проработал простым оленеводом. С 2019 года работаю директором, дорос наконец.

— С какими трудностями сталкиваетесь?

 — Изменение климата! Кошмар! Раньше такого не было. Потепление жестко отражается на оленях, падеж очень большой летом. Заразы всякой полно. Досаждают бурые медведи, росомахи, волки. Падальщиков всяких много развелось. Но самое главное — это погода. Если так дальше пойдет, не знаю, что случится с северными оленями. Еще одна проблема — высокие расходы на дизтопливо. Цены бешеные. 116 рублей за литр. У вас в Якутске 76 рублей. Тем, кто занимается традиционными отраслями, нужны скидки. Мы же не богачи, не промышленники. Мы работаем на своей земле, делаем то, что умеем, то, чем занимались наши предки. Дотаций хотим от государства! У нас на Севере основные затраты — это техника.

— В этом году был международный слет оленеводов в Иенгре. Вы там были?

— Конечно! 21 марта отметили в Анабарском улусе, Герою Труда Илье Спиридонову, чьим именем названо наше предприятие, исполнилось бы 110 лет.

— Роман Дмитриевич, у вас шестеро детей. Кто-то связал свою жизнь с оленеводством?

— Моя семья живет в селе Юрюнг-Хая, это самая северная в мире точка, где занимаются оленеводством, 73-я и 74-я параллели. На побережье Северного Ледовитого океана, получается. Там ни грибов, ни ягод нет, ничего не растет. Тундра. Два моих сына — оленеводы. Мы раньше оленей брали из других регинов. Сейчас выращиваем свою, долганскую породу оленей. У оленей есть своя душа, свой характер. И олени из других регионов у нас не приживаются, так что выход только один — сохранять и преумножать свою породу. Родственники поздравили, все были радостные. Я только потом понял, что из нашего улуса подали 25 заявок от предприятий! А выбрали меня.

— Певицы-сестры Кэрэчээнэ и Кэскилээнэ Туприны — это ваши родственники?

— Да. У нас весь поселок — Туприны. Хотел пару слов сказать про нашего Ил Дархана. Я во многих регионах страны был. Нигде такого нет, чтобы объявлять Год труда. Нигде! И нигде в нашей стране не уделяют такого пристального внимания оленеводам, как в Якутии.

«ДОБРОТА ДУШИ ДОЛЖНА БЫТЬ»

Галина Власова, медицинский дезинфектор из Капитоновского дома-интерната для престарелых и инвалидов, пришла в учреждение 51 год назад. И с тех пор работу не меняла. Галина ВЛАСОВА, медицинская сестра:

— В нашей профессии нет случайных людей. Я переступила порог домаинтерната 51 год назад и больше нигде не работала. Здание стареет вместе со мной. Наш интернат требует капитального ремонта. А лучше — новое здание.

— Сколько у вас постояльцев?

— 201 человек. Раньше было 257 даже, но сейчас новые требования к СанПиНам, метраж нам не позволяет брать больше постояльцев. Поэтому сократили койки, чтобы всех комфортно разместить.

— Как вы пришли 51 год назад на эту должность?

— Я окончила Алданское педагогическое училище в 1971 году. Нас с подругой распределили на Север. Мы долго там не продержались, очень тяжело было. Нам же по 20 лет было! И сложно было оторваться от дома. Я приехала в Якутск, а в Капитоновке как раз открывался дом-интернат, где требовались медсестры. Мы обратились в министерство, когда министром был Василий Иванович Кононов, чьим именем называется наш интернат. И меня взяли. Хотя у нас на руках не было даже диплома: раньше диплом об образовании выдавали, когда отработаешь энное количество времени. Работала и в кабинете неотложной помощи, и старшей медсестрой. Сейчас — медицинский дезинфектор.

 — Что вас вдохновляет в вашей работе? Все-таки с престарелыми людьми иногда сложно работать…

— Доброта души должна быть. Черствый человек на такой работе долго не останется. Мне нравится помогать. Есть люди неустроенные, есть немощные. И все они ждут от нас помощи, добра, тепла. А еще меня вдохновила моя мама, она работала в Томмотском доме-интернате, я маленькая бегала к ней на работу, помогала, как могла. Видя, чем занимается моя мама, решила пойти по ее стопам. Как только узнала о вакансии, попросилась, не раздумывая.

— Это же так далеко — ездить в Капитоновку!

— Так я местная, капитоновская, живу здесь. Я же вышла замуж за местного, у меня трое детей, семь внуков, восемь правнуков. Мой покойный муж 32 года работал у нас в интернате водителем. Так что я давно уже местная.

 — На работе чествовали?

— Конечно, очень приятно было. По телевизору показывали, до сих пор телефон не умолкает, люди поздравляют, и это очень приятно.

 

Михаил РОМАНОВ.

Фото из открытых источников, фото на главной странице ЯСИА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb