Мэхээлэчээн скоро на экранах кинотеатров
В конце осени, 30 октября этого года, состоится премьера семейной приключенческой комедии «Мэхээлэчээн булчут» — «Мои таёжные каникулы». Фильм снят по мотивам детских рассказов Тимофея Сметанина, которыми раньше зачитывалась вся якутская детвора. Так что премьеру ждут не столько дети, а их родители. Режиссер Александр Лукин знаком зрителю по таким фильмам, как «Государственные дети», «Бүгүн-былыр», «Белый ангел тундры». Что он снял на этот раз, мы решили узнать чуть раньше премьеры у самого режиссера.
— Александр, что-то затянулась у тебя работа, уже два года ждем «Мэхээлэчээна»! Готовится что-то большое? Будет что-то, что можно назвать «впервые в якутском кино»?
— Да, подзатянулась работа, впрочем, могу сказать, что это не «долгострой», а идет действительно сложная, большая работа. Хотя до сих пор в любой большой якутской кинопремьере можно найти нечто, что можно обозначить как «впервые в Якутии». Наш фильм реально должен удивить зрителя. Например, говорящими животными.
— Говорящие животные? Погоди, а ты точно про байки Мэхээлэчээна снимаешь?
— По мотивам, по мотивам. Понимаешь, Егор, с тех пор, когда были напечатаны эти рассказы, прошло более восьмидесяти лет. И многое поменялось, в том числе отношение к животным. Вот ты помнишь тот забавный эпизод с поимкой волка на удочку? А теперь вспомни, как натуралистично описывается гибель волка в результате такой «охоты». Когда-то это воспринималось нормально.
Я, когда перед началом съемок освежил память, прочитал байки, осознал, что уже сам по-другому отношусь к некоторым вещам. А как отнесутся дети нынешнего поколения? Пришлось немного сместить акценты, хотя сюжет баек не менял. А сюжет такой: есть дедушка Мэхээлэчээн, который рассказывает байки о своем детстве внуку Мишуку.
Это городской мальчик, который приехал к своему деду. То есть будет несколько эпизодов из оригинальных рассказов и будет современная история о знакомстве мальчика с животным миром.
— Круто. И у тебя какие животные? В смысле они компьютерная анимация или настоящие?
— Это настоящие животные. Есть щенок, Сэргэх, один из главных героев фильма, есть взрослая лайка, есть лиса, олень, медведь, жуки...
— У тебя и жуки тоже разговаривают?
— В нашем фильме разговаривают. Звери натуральные, но именно в момент разговора использовано много сложной компьютерной графики. Вот с жуками все еще решаю, пустить комбинированные съемки или сделать полностью анимационными.
— То есть постпродакшен, работа после натуральных съемок, отнял больше всего времени?
— Постпродакшен тоже долгий. Там ведь не только компьютерная графика, но еще и озвучка животных. Ну и съемки тоже были долгие, непростые. Среди киношников считается, что самое сложное — это снимать детей и животных. А у нас получилось такое комбо: и дети, и звери. С детьми я еще в «Государственных детях» работал, знал, что это тяжело. Но со зверями работаю впервые, осознал, насколько это трудно. Животному, даже дрессированному, не скажешь, куда встать, что сделать. Очень много съемок проходило в формате наблюдения, с бесконечными дублями. И потом на монтажном столе из этих наблюдений надо было создавать действие. Повезло с оператором, прекрасно справилась с поставленной задачей.
— Кстати, кто стал оператором-постановщиком этого проекта? Ты сказал «она»?
— Да, это 22-летняя выпускница ВГИК Арина Володина. Сразу скажу, никто ее нам не рекомендовал (в якутском кино постоянная нехватка операторов. Обычно, когда нет своих, якутские режиссеры берут молодых операторов из Москвы по рекомендации их опытных коллег. — Е. К.). Я сам дал объявление и отбирал претендентов. Арина в собеседовании показалась мне той самой, которая подходит под наш проект. И это так и оказалось. Невероятно работоспособная, большая перфекционистка и, что немаловажно, не спасовала перед спартанскими условиями якутских съемок. В общем, большая умница! Часами ползала за нашими четвероногими актерами, снимая до 17 дублей один кадр.
— Новое имя в якутском кино — всегда хорошо. Заценим. Слушай, а кто озвучивал зверей? Чьими голосами заговорят твои персонажи?
— Сейчас озвучены щенок и одна из собак. Щенка озвучил Прокопий Иванов «Прохмен», а собака браконьера заговорила голосом Георгия Бессонова. Знаешь, до озвучки просматривая отснятое, я не совсем ощущал этих персонажей. А после совсем другое дело, они ожили! Очень здорово было впервые увидеть их говорящими.
— Где снимали?
— Основным местом съемок стала природа Амгинского улуса, снимали около села Мяндиги. Кроме того, были съемки в Абыйском, Кобяйском улусах, рядом с Якутском и в Москве.
— В Москве?! Что делал Мэхээлэчээн в Москве?
— Там мы снимали медведя. Есть такой ручной медведь по кличке Том, между прочим, большая звезда в соцсетях. Огромная зверюга! Ручной-то ручной, но, когда видишь его вживую, становится не по себе. Я, как северный человек, так и не смог перебороть в себе животный страх перед ним. Но что хотели, все сняли, правда, обошлось это весьма недешево: и аренда зверя, и московская съемочная бригада.
— О животных поговорили, теперь о людях. В байках Мэхээлэчэна людей особо много не было, но в фильме, видимо, будет не так?
— Да, в фильме людей больше. Весь сюжет раскрывать не будем, но немножко рассказать можно. Уже говорили, что есть Мэхээлэчээн дед и он же в детстве. Есть его внук, есть «плохие парни» — браконьеры. В фильме задействованы известные актеры кино и театра — Федот Львов, Василий Борисов, Алгыс Макаров и другие. Также снялся Дьулустан Мухин, помнишь мальчика, главного героя из фильма «Государственные дети»? Теперь он снялся во взрослой роли. А главный герой этого фильма — Дамир Дьяконов из Намского улуса, из небольшого села Күрэҥ-Ат. Он и его семья живут не в самом селе, а чуть поодаль. С детства на природе, ездит на коне, знает сельскую жизнь не понаслышке. Очень доволен его работой.
— Так, я уже хочу пойти на этот фильм! Александр, а как вообще тебе пришла идея снять кино о байках Мэхээлэчээна?
— Идея не моя. Инициатор и организатор нашего проекта — это Ulus.Media. Меня пригласили рассмотреть проект в 2022 году с запросом, не соглашусь ли я стать режиссером. Разумеется, я согласился без раздумий, так как в детстве любил читать эти рассказы. Тогда еще не понимал, во что ввязался, хотя предположить можно было: дети, звери, компьютерная графика... Но не жалею, тем более сейчас, когда уже виднеется финишная прямая.
— Заметил, что ты указываешь двух авторов — Тимофея Сметанина и Якова Стручкова. Я с детства привык считать, что эти рассказы написал Сметанин. Чего я не знаю?
— Многие до сих пор не знают, что на самом деле Тимофей Сметанин писал эти рассказы в соавторстве с Яковом Стручковым, учителем из Абыйского района. Вдохновителем был Стручков, он долгое время рассказывал Сметанину охотничьи байки, разные случаи из жизни. В конце решили оформить их в виде детских рассказов и уже в 1942 году издали несколько произведений. Но потом, в 1949 году, Якова Викторовича посадили по обвинению в распространении листовок против Советской власти, и его имя предали забвению. В 1954 году его дело пересмотрели по прокурорскому надзору, обвинение сняли за недостаточностью улик, и его освободили. И вроде честное имя Якова Стручкова было доказано, а мы с тобой, читатели 80-х, все равно знаем эти рассказы только за авторством Сметанина. Мы с Ulus.Media в рамках этого проекта ездили в Абый, встречались с родственниками Стручкова. Вместе с фильмом вышли комикс и новое издание «Мэхээлэчээна», в них указаны оба автора.
— Ух ты, не ожидал узнать что-то подобное. Новую книгу куплю прямо сейчас. А премьеру фильма ждем в конце октября?
— Да, жди пригласительный от меня. Но это первая премьера. Потом будет вторая: выйдет полностью дублированный по-русски вариант под названием «Мои таёжные каникулы». Якутскому кино пора выходить из своей скорлупы. Надеюсь, что юный зритель и его родители полюбят наш фильм!
Егор КАРПОВ
Фото предоставлены А. Лукиным