"Мы платим за воздух"
Четыре года назад ООО «Алаас» вело активную рекламную кампанию по индивидуальному жилищному строительству по всей территории республики. В этой кампании активное участие принимали сотрудники одного из банков, свидетельствуя о надежности застройщика. Якутянам это предложение показалось очень заманчивым, клиентура появилась. Люди оформляли кредиты, использовали материнские капиталы, влезали в ипотеки, надеясь обзавестись собственным жильем. Но, увы. Гендиректор ООО «Алаас» Аркадий Николаев обязательства не выполнил, а полученные средства, речь идет о более 40 миллионах рублей, тратил совсем на другие цели. В итоге люди остались с многомиллионными кредитами на плечах и без жилья.
И здесь загвоздка вот в чем. Пострадавшие не являются обманутыми дольщиками, соответственно, государство никак им помочь не может.
СУД: ВИНОВЕН!
Но вернемся к самой истории. После того как обман вскрылся, в полицию с заявлениями начали обращаться пострадавшие. Это жители Якутска, Алдана, Чурапчи, Нюрбы. Расследование шло очень вяло, за это время сменилось шесть следователей. Но все же со скрипом дело дошло до суда, правда, вменили Николаеву не мошенничество в особо крупном размере, а злоупотребление полномочиями. Потерпевшим объясняли так, мол, по этой статье обвинения отвертеться ему не удастся.
19 августа в Якутском городском суде был вынесен приговор Николаеву, которого суд признал виновным по статье «Злоупотребление полномочиями». Правда, наказание, назначенное судом, мягко говоря, обескуражило пострадавших. Не реальный срок лишения свободы, а принудительные работы с удержанием 5% от заработной платы в доход государства, ему также запрещено заниматься строительной деятельностью на протяжении трех лет. Не согласившись с вынесенным приговором в связи с его мягкостью, адвокат потерпевших Мария Иванова подала апелляционную жалобу.
Из документа:
— Николаев А. Н. вопреки взятым обязательствам финансовые документы, авансовую отчетность своевременно должным образом не оформлял. Неправильно решал финансовые вопросы ООО «Алаас», а именно сметы по договорам составлял по заниженной стоимости. Денежные средства 11 потерпевших потратил на другие расходы ООО «Алаас», в частности на строительство других объектов. Денежные средства использовал на личные нужды. Николаев А. Н. ни во время предварительного расследования, ни в ходе судебного следствия, чтобы как-то загладить причиненный материальный, моральный вред потерпевшим, а также для возвращения денежных средств в крупном размере для каждой потерпевшей семьи никаких мер не предпринял. Каждая потерпевшая семья осталась без жилого частного дома и без денежных средств, которые были перечислены на его расчетный счет. На данный момент каждая семья вынуждена оплачивать кредитные обязательства в течение длительного времени, до 20 лет. Николаев А. Н. лишил молодые семьи жилья, жизненных перспектив на будущее. Таким образом, он заслуживает более строгую меру наказания, связанную с лишением свободы, а не принудительные работы.
«МЫ ОПЛАЧИВАЕМ КРЕДИТЫ ЗА ВОЗДУХ»
Анастасия ДОРОФЕЕВА, пострадавшая:
— Мы являемся пострадавшими от преступных действий недобросовестного подрядчика ООО «Алаас» по договорам 2020 и 2021 годов по строительству домов индивидуального жилищного строительства. Нас всего 11 семей, 22 признаны потерпевшими, материальный ущерб составляет более 40 миллионов рублей. Практически все — получатели дальневосточной ипотеки Сбербанка, есть пара семей, оформившие кредиты в банке АЭБ. Все гражданские суды мы выиграли, но деньги в связи с отсутствием средств на счетах и неимением имущества организации подрядчик так и не вернул, дома не построил. Исполнительные производства судебных приставов остановлены. Мы вынуждены платить десятки лет миллионы банкам за воздух. При этом не имея собственного жилья и возможности взять новую ипотеку, тем более на льготных условиях. По нашей инициативе было возбуждено уголовное дело на руководителя фирмы Аркадия Николаева. С вынесенным приговором суда мы категорически не согласны, у осужденного Николаева есть возможность снять судимость условно-досрочно. Из суда мы так и не получили сам приговор, несмотря на наши требования и обращения адвоката. Свои жалобы мы неоднократно направляли депутатам разных партий, писали Путину, обращались к правительству, в Министерство строительства, в местное самоуправление. В прошлом году мне удалось попасть на личный прием к главному инспектору МВД РФ Алексею Андреевичу Реброву. Я пробилась к нему на прием, и он взял наше дело под личный контроль. Только после этого пошли подвижки. До этого сменилось шесть следователей, и толку не было никакого. После этого нам назначили постоянного следователя. Ей удалось довести дело до суда. Единственно, что мы возбуждали дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере», но в ходе следствия нас настоятельно убеждали перейти на статью «Злоупотребление полномочиями», так как она более реально доказуема. По статье 201 УК РФ наказание идет до десяти лет лишения свободы, но, видимо, суд посчитал, что последствия у нас не такие тяжкие.
Валерия ИВАНОВА, пострадавшая:
— Мы многодетная малоимущая семья, вступили по дальневосточной ипотеке в марте 2021 года. Банки не идут на уступки. Сейчас мы ежемесячно оплачиваем проценты. А вообще, хотели построить двухэтажный дом.
«ЭТО ЦЕЛОЕ ОКНО ДЛЯ ОБМАНА»
Пытается помочь пострадавшим Сергей РОМАНОВ, председатель регионального общества обманутых дольщиков НКО «Квадрат»:
— 3 августа 2018 года были внесены изменения в Федеральный закон № 340 «О внесении изменений в Строительный кодекс РФ», который как бы изменил сферу индивидуального жилищного строительства.
— Что в этом законе хорошего и плохого?
— Хорошее — что закон существенно упростил процедуру строительства ИЖС, то есть не надо требовать разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию. Был введен уведомительный порядок: то есть застройщик должен уведомлять о начале и окончании строительства объектов ИЖС. Далее были приняты поправки, которые должны упорядочить ИЖС и установить единые требования к строительству домов на земельных участках. Они, конечно, ограничивают максимальные параметры застройки — это расстояние от заборов, расстояние до столбов (речь идет о техприсоединении), планирование строительства на земельном участке относительно подсобных помещений, — но мы уже даже в этой плоскости имеем много нарушений.
— Например?
— Одно из нарушений ИЖС — когда строят трехэтажный объект, многокомнатный, а после продают как многоквартирный дом. Хотя объект строился как ИЖС, для этого был выделен участок под ИЖС, но после недобросовестные застройщики продают как дом с квартирами. Сейчас у нас такие объекты на улицах Лизы Чайкиной, Неустроева, Клары Цеткин. Поэтому начали появляться многоквартирные дома на земельных участках, выделенных под ИЖС. Еще одно существенное нарушение, которым пользуются мошенники при строительстве ИЖС, — нет необходимости в проектной документации. Под ИЖС она не нужна вообще. И вот с этого момента начинается точка, где можно обмануть человека. У нас имеется Федеральный закон № 131, и если внести туда параметры контроля, то можно было бы в какой-то мере контролировать, даже при уведомительном порядке.
— То есть сами люди могли бы информировать власти о начале строительства объекта под ИЖС?
— Да. Чтобы власти сами обязывали население информировать: уведомляйте, а мы будем отслеживать ваших застройщиков, их состоятельность вообще. Максимум, что проверяют сегодня местные власти, — это в течение семи дней проверяют параметры будущего строительства и соответствует ли эта постройка правилам территориальной зоны, правилам застройки. Никто ни за чем не следит, поэтому никто не подает уведомления об окончании строительства. Казалось бы, что в 2018 году хотели упростить сферу ИЖС, но раскрыли целое окно для обмана. Мы видим, что со стороны муниципальных властей нет никакого контроля, ссылаясь на то, что это гражданско-правовые отношения. Но при этом мы понимаем, что уведомления о начале строительства и его окончании крайне необходимы! У нас в республике целая группа обманутых! Только учтенных — 60 пострадавших, а сколько неучтенных?
Екатерина ЧЕМЕЗОВА