Главная » 2025 » Февраль » 22 » От Капитоновки к Кильдямцам. Топонимика долины Туймаада — 3

От Капитоновки к Кильдямцам. Топонимика долины Туймаада — 3

В двух первых выпусках рубрики мы прошлись от намского села Ымыяхтаах через дом рыбака и Сургуев Камень, через Кангаласский мыс и угольный пирс к пади Кровито, которая расширилась и стала п. Кангалассы и угольным разрезом. Побывали и выше, на кангаласских дачах и заброшенном складе взрывчатых веществ, в народе известном как «аммонитка». По возможности рассматривали историю и разбирали названия местностей.

Каменные останцы над Капитоновкой

ОСТАНЦЫ НА СКЛОНАХ

От Кангаласского угольного разреза можно пройти поверху или же по подножию сопок к с. Капитоновка. Поверху вполне удобные места для прогулок. В основном сосны растут. Часто обдувает ветерок.

Еще в 80-х в одном месте прям наверху склона лежал вросший в землю станок пулемета «Максим». Видать, еще с Гражданской завалялся. Тяжеленький, и колеса заржавели — не крутились. Вот никто и не утаскивал. Потом все-таки не видно стало. Утащили, стало быть.

Понизу сопок иной раз приходится пробираться летом через топи, ступая по высоким кочкам. В других местах речка Камалас-юрягэ подходит вплотную к подножию и приходится идти по наклонному склону. Это не так удобно, однако же встречаются там древние каменные останцы. Интересно к ним подходить. Особенно любопытен большой останец, что ближе к самой Капитоновке. В свирепую юность, бывало, сплавлялись по этой речке на резиновой лодке. Тогда, в 80-х, и хозяйств здесь было поменьше, и мусора, соответственно. И чудилось нам, что на этом самом крупном останце древние писаницы — в виде концентрических кругов. Гораздо позже мы ходили там пешком и подходили к останцу. Действительно, в определенное время суток игра света и тени на рельефной поверх­ности камня создавала впечатление рисунков. Но это была лишь природная форма глыбы песчаника, которую за писаницы можно было принять, лишь глядя издалека и в пору «зелености», неопытности.

Под самим камнем уже дома Капитоновки. Что называется, «приплыли».

Гравюра грота Сургуева Камня по рисунку В. Серошевского

Заброшенные хотоны в Капитоновке

КАПИТОНОВКА И ИХ КЛУБ

Капитоновка — пригородное село, которое входит в качестве микрорайона в город Якутск. Капитоновка известна больше всего Домом-интернатом для престарелых и инвалидов им. В. И. Кононова. Есть также магазин, клуб и филиал библиотеки Белинского.

Лишь в начале 1960-х практически безымянное село назвали в честь участника Гражданской войны Дмитрия Капитонова. В 1975 году в черте села установлен в честь него обе­лиск. Дмитрий Прокопьевич был комсомольцем. Он погиб в апреле 1930 года от бандитской пули у речки Суола, недалеко от села Хоробут Мегино-Кангаласского улуса. Кстати, в то время половина Тулагино-Кильдямцев относилась к заречным мегинцам.

На месте сельского Дома культуры (клуб) находилось здание, в котором располагался первый «Красный уголок», где проходили все общесельские собрания, мероприятия и праздники.

В 1950-е годы для населения был построен клуб. Заведующим был Егор Кривогорницын. Всё как положено: крутили кино, были детские сеансы, проходили праздники, викторины, самодеятельность ставила концерты и сценки. Чуть позже культурно-массовая работа раскрутилась вовсю. Художественная самодеятельность села принимала участие в различных совхозных и рес­публиканских конкурсах и фестивалях — капитоновцы даже занимали призовые места. Новый 1971 год сельчане встречали в стенах нового клуба на улице Капитонова. В этом же здании находились: контора, клуб, библиотека, трехлетняя начальная школа и фельдпункт. В 70-х годах в Капитоновский сельский клуб пришла молодежь — специалисты по культпро­светработе.

Клуб, являясь единственным средоточием масс во всей деревне, дал населению всех возрастов толчок для реализации своего творческого потенциала. Работали кружки пения, танцев. Капитоновцы ставили различные сценки, миниатюры, юморески. С концертами ездили на гастроли, в том числе и в Якутск.

В 2001 г. у клуба, названного тогда «Тирэх» («Опора»), появилось новое здание, в котором разместились клуб, библиотека, начальная школа и медпункт. С закрытием начальной школы помещение клуба увеличилось. Работают театральная студия «Золотой ключик», «Клуб выходного дня», кружок детского прикладного творчества «Фонтан фантазий», вокальные кружки «Домисолька» и «Мелоди».

Со стороны «Тирэх» помощь в методической работе (разработка планов, сценариев, викторин и
т. д.), в оформлении выставочных стендов и уголков оказывается библиотеке и клубу Капитоновского дома-интерната. Традиционно проводятся в селе новогодние мероприятия, «Проводы зимы», различные концертные, тематические и развлекательные программы.

Из примечательного в Капитоновке есть еще освя­щенная РПЦ часовня на территории дома-интерната.

СУРГУЕВ КАМЕНЬ СЕРОШЕВСКОГО

Про Сургуев Камень мы писали в обеих прошлых публикациях. Но придется упомянуть еще раз. В книге «Якуты. Опыт этнографического исследования» Вацлава Серошевского описывается легенда о самом князце Сургуе и имеет место быть иллюстрация с якобы гротом Сургуева Камня.

Неужели мы с вами, гуляя на самом Сургуевом Камне, далеко за Северным Священным мысом долины Туймаада, и исследуя всю падь Мохсоголлох, могли пропустить столь колоритный камень? Ну, конечно, нет. Никак нет.

А ведь этот «грот» Серошевского нам давным-давно знаком. Находится недалеко от с. Капитоновка, но в отдалении от Кангаласского мыса.

Вацлав Леопольдович на этот раз явно промахнулся.

На берегу Капитоновской протоки, отделяющей поля от подножия сопок, можно увидеть этот большой валун из пород мелового периода — даже какие-то концентрические штучки испещряют камень: то ли фоссилы (окаменелости), то ли конкреции естественного происхождения.

Валун имеет некое углуб­ление. Часть камня треснула и откололась. Если сравнить вид глыбы из-за речки с гравюрой на основе рисунка В. Серошевского, то видно явное сходство. Это и есть тот грот Сургуева Камня Серошевского. Намеренно ли ввел в заблуждение этнограф или же сам был обманут местными, нам этого уже не узнать.

Главное, что нашли и настоящий Сургуев Камень, и грот, и даже этот валун Серошевского.

Обелиск в честь участника Гражданской войны Д. П. Капитонова

Дом Еловских в Кильдямцах

Кильдямский клуб

ВТОРАЯ КОЛОНИЯ

Если залезть отсюда на сопку, то прекрасно видна развилка трассы. На запад устремляется дорога к Намской трассе по пути к Кильдямцам. А на юг уходит дорога через Тулагино и Сырдах в Якутск.

Первые дома на севере Тулагино — это частично дачи и частично жилые дома на местности Третий участок. Старожилы тулагинские называют эту местность Вторая колония.

А там и вправду была колония. По полю походить — ориентиром служит ржавый остов автомобиля «Москвич-400» (согласно городскому фольклору личная машина последнего начальника колонии) — и вот видны (не сейчас, когда снег) прямоугольники бараков и казарм, квадраты административных строений и складов. Если по рыхлой земле пройтись каблуком, обнаружится куча инородных включений: заточенная алюминиевая ложка, цепочка из проволоки, деревянные безделушки — нехитрое народное лагерное творчество.

Жители участка Николаевка севернее Жатая вспоминали, что когда-то в 1960-х в начале лета перегоняли пешком колонны з/к от Второй колонии в Первую колонию. Проходя Николаевку, заключенные запели разудалую тюремную старосидскую песенку со словами «Я первый раз попал в тюрьму — на нары, бях, на нары, бях, на нары...» с припевом «Свобода, бях, свобода, бях, свобода». Да-да, та самая народная песенка, которую пытались присвоить себе многие барды.

Участок Николаевка назван в честь Ивана Николаева, уроженца этих мест. Комсомолец, участник Гражданской войны, активист. В 1922 году был командирован на Среднюю Колыму в качестве члена уездного ревкома на восстановление Советской власти. Был схвачен и расстрелян бандитами 30 марта 1922 года в возрасте 21 года.

Участок Николаевка находился рядом со знаменитой Эверстовской заимкой. Впрочем, о тех местах (как и о Тулагино, Сырдахе, Кумахтахе) разговор пойдет позже. А пока мы пойдем от того камня к Кильдямцам.

Там недалеко, на сопке, облюбованное городскими велосипедистами место — Таинственный лес, где они посвящают вновь присоединившихся к их движению неофитов. Обыкновенная естественная смотровая площадка.

По низу на поле есть сакральные места. Например, место, где Эллэй проводил один из первых ысыахов. Там же рядом находилась некогда часовня.

Останец с первобытными писаницами у Кильдямцев 

ШТЫК НА ХОЛМЕ С ДЕВЯТЬЮ БУГРАМИ

У села Кильдямцы впритык к Намскому тракту есть большой холм-булгуннях. Наверху установлен мемориал в память о погибших участниках Гражданской войны в селе Кильдямцы. Построена стела в виде штыка под руководством председателя сельсовета Анны Егоровой и секретаря партийной организации Н. Уварова, а также Министерства внутренних дел по ЯАССР.

Это знаменитый курган. Там нет захоронений, но Кильдямский бой был одним из важных сражений, которые привели к установлению Советской власти. Очищение Тулагино-Кильдямской части долины от белоповстанцев сняло прямую угрозу Якутску с севера. В результате Тулагинского боя окончательно была вырвана у противника инициатива наступательных операций. Осадное положение Якут­ска закончилось.

Рядом с обелиском находится вроде как бы сухая сосна, лишенная коры и испещренная дуплами, однако с одной веткой с живыми зелеными иглами. Любопытно, что на фото­графиях 1960-х годов выглядит точно такой же.

Курган этот в якутских исторических преданиях называется Холм-с-девятью-буграми. Знаменит он тем, что кильдямский шаман Буҕа Ойуун встретил именно здесь духа черной оспы, прибывшего в виде нищей старухи с Севера (имеется в виду из Зашиверска, где «сожрал всех жителей»). И ойуун, и дух оспы, оборотившись в огромных черных быков, бились насмерть. В результате, хоть в нашей долине люди тоже болели оспой, последствия были не столь катастрофические. По крайней мере, Якутск не вымер.

КИЛЛЭМ

Основано Кильдямское селение в 1883 году в тридцати верстах от Якутска на берегу речки Кильдямки и озера Нидьили. Население было якутское — не более полутора сотен человек. Жители разводили скот и занимались охотой. Фундаменты их балаганов до сих пор можно видеть в окрестных полях (там, где не было совхозных пашен).

Кильдямцы — от искаженного якутского топонима Киллэм. Топонимист Багдарыын Сюлбэ возводил к эвенкийскому слову «гилдэн» — «раздвинуть, раскрыть». Тюрколог Станислав Калужинский считал связанным с тюркским словом «кир, киир» — «входить».

Позже село было заселено скопцами из Тастахского селения Намского улуса. В середине 19 века в местности Мардьай впервые поселились русские хлеборобы — пашенные крестьяне. Так появилось нынешнее село Кильдямцы. С тех пор Тулагино-Кильдямские жители научились хлебопашеству и огородничеству.

До революции основными занятиями наслега были скотоводство и земледелие. Крупные собственники — хлеборобы и скотоводы, владевшие лучшими землями и орудиями сельхозтруда, эксплуатировали многочисленных бедняков. Батрацкая часть крестьян находилась в полной зависимости от них. Середняцкие хозяйства были натуральными и примитивными. Сезонная рабочая сила кулакам доставлялась из Якутска. Дешевизна их наемного труда сильно обогащала кильдямских скопцов и других землевладельцев и снижала заработки наслежных жителей. Число коренных жителей наслега постепенно росло за счет оседавших здесь сезонных рабочих, которые постепенно переходили в крестьянские хозяйства.

Село Кильдямцы знаменито и эпизодами Граж­данской войны.

В Кильдямцах на улице Труда (по обе стороны тракта) сохранилось несколько старинных скопческой постройки домов, перенесенных на рубеже XIX–ХХ веков из Таастааха Намского улуса. Безусловно, памятники культурного наследия, образчики старинного зодчества.

Из них в заброшенный дом Еловских и пустовавший до недавних пор дом Молчановых с восточной стороны улицы Труда любили приезжать городские хлыщи и тайком устраивать гадания на Святки и Танха.

Возвышается над селом поставленная сельчанином Евгением Потловым часовенка, не признанная РПЦ и другими конфессиями. Потому как, считается, построена не по канонам.

БЕРКУТЫ И ПИСАНИЦЫ

Здесь недалеко от села обитали всего несколько лет назад беркуты, однако с наплывом туристов, появлением стрельбища окончательно ушли из этих мест.

Зато сохранился недалеко от их брошенного и потом обрушившегося гнезда каменный останец с первобытными писаницами. Писаницы изображают людей в позах адорации (поклонения с воздетыми кверху руками) небесам. Есть и люди с посохами, а также угадываются и шаманы с бубнами. Над их головами изображены асимметричные крестики. Вероятно, это символическое изображение крупных птиц. Скорее всего, беркутов или воронов.

Останец действительно являлся шаманским капищем и алтарем со времен скорее всего бронзового века. Это самый высокий из сохранившихся в укромных местах этой части долины останцев — порядка 4 метров в высоту. Имеется там и удивительный акустический эффект. Стоит, находясь на вершине останца, произнести слова в определенном направлении, так сразу возвращается эхо — создается впечатление, что будто лесные духи тебе отвечают.

Это единственные наскальные писаницы долины Туймаада.

МОЛОТОВСКАЯ ПАДЬ

В долине есть ряд гигантских падей. На юге это падь Хорогор. На севере же, безусловно, Молотовская падь. Любопытный факт: именно в этих двух падях археологи не находили стоянок или погребения. Название иногда интерпретируют как Молотковская падь. Молотковы — известная старинная фамилия в долине. Но к пади они не имеют отношения. Вероятно, что падь названа в знак памяти о визите народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова.

Кстати, не так давно исследователи из Института геологии алмазов и благородных металлов выяснили, что Молотовская падь, как и Намцырский карьер, является остатками древних вулканов. Следы вулканической деятельности до сих пор можно наблюдать в самой пади и в окрестностях. Это в основном горелые камни и вулканические породы.

Владимир ПОПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb