Озёра Якутска: сохранившиеся и исчезнувшие
Сегодня поговорим о городских озерах. Истории о них, о том, как образовались их названия.
Белое озеро
Белое озеро
Про мархинское озеро Соленое мы уже рассказывали. Раз мы идем по долине с севера на юг, то следующий наш пункт — Белое озеро. Некоторые люди считают, что название Белое связано с Маганом (маҥан «белый, белесый»), однако по-якутски это озеро называют Үрүҥ Күөл (үрүҥ «белый, как молоко»). Озеро издавна считалось священным местом долины Туймаада.
Согласно городскому фольклору на Белом озере жил богатый якут-скотовод, у которого была почти тысяча голов крупного рогатого скота. Когда весной-летом рождались телята, то в течение непродолжительного времени непременно умирало столько же коров или телят. Как считали в народе, божество крупного рогатого скота Түмэдьиин-тойон не давало богачу довести поголовье до муҥ (тысячи) голов. Хотя тот ради этой своей цели был готов буквально на все. Намереваясь усладить дух озера Эбэ, баай ежедневно заставлял своих хамначитов выливать в воды озера сотни чабычах (берестяных ведер) молока и быыппах. Однако же не дождался благосклонности духов.
Люди с тех самых пор называли озеро Үрүҥ, а северо-восточную ее часть — Бэрэ, ведь раньше это были практически два отдельных озера, соединявшихся лишь весной, когда натекало воды от речек Мархинка и Маганка.
Где была обитель того богача, там сейчас проходит улица Белое озеро. Это наиболее старая жилая часть окрестностей озера.
Были здесь три старинных погоста. Не только деревянные кресты и памятники из песчаника с надписями «Здесь покоится инородец…» были там, но и древние захоронения в виде срубов и чардаат сохранялись вплоть до 1940-х гг.
Сохранились в музеях Якутска в виде отголосков тех времен и древние артефакты. В Национальном архиве РС(Я) хранится описание, выполненное археологом И. Д. Новгородовым, якутской пальмы (батыйа), обнаруженной в июне 1946 г. на пашне под огород колхоза «Новый путь» около Белого озера мальчиком 12 лет Юрой Николаевым.
Судя по описанию И. Д. Новгородова, сохранность пальмы хорошая, не было даже ржавчины. Интересен орнамент на рукоятке пальмы, состоящий из параллельных линий и крестов, выполненных в виде точек, зарубок разной конфигурации и длины, с латунными вставками и без них, нанесенных как на рукоятке, так и на клинке. Обе части рукоятки отделены друг от друга двумя закругленными ответвлениями, в которые вставлено по железному же кольцу, с вставками из цветмета и зачерненными широкими рисками. Торец рукояти с двойными головами грифонов — лошадиных голов с орлиными клювами.
Еще больший интерес представляет соотношение двух частей рукоятки и клинка батыйа, очень близкое к золотому сечению. Общая длина предмета 83 см. Длина сломанной части рукоятки 17,5 см, целой — 29 см, клинка — 35 см.
Ритуальная цельнометаллическая батыйа, найденная на пашнях у Белого озера в 1946 году
Чёрное озеро
В противовес Белому озеру не так уж и далече от него было Черное озеро (по-якутски Хара Күөл). Тоже отраженное в различных историях городского фольклора — только про времена не столь отдаленные, а советские. Черное озеро было некогда обширным, однако пересохло, и большая часть попала под полотно взлетно-посадочной полосы аэропорта. Это была старица (перерезанная речная протока), которая тянулась от порта и аж почти до китайского селения Огородник у Большой Мархи. Сейчас осталась лишь небольшая часть этого водоема. Это где СУ-888, а также Автобаза-78. Проще говоря, вдоль улицы Авиаторов. Сейчас остатки озера находятся внутри охраняемого периметра аэропорта — «за забором». В довоенное веселое детство ребятня там скатывалась с горки на санях от полярного самолета или на дюралевых поплавках гидропланов типа «Юнкерс W-33» и «Каталина». Весной и осенью на Черном озере собирался настоящий птичий базар, особенно утки да гуси. Тогда еще авиаторы выходили с предложением к командирам своим, мол, разрешите охоту там. Руководство было сперва против. Как же, тут самолеты, и тут же охотники с ружьями. Мол, как бы чего не вышло. Но выяснилось вот что: птицы представляли реальную угрозу для взлетающих самолетов. Тут и до авиакатастрофы недалеко — разрешили охоту. «Только со всеми предосторожностями!»
Озеро ЯНИИТ — вид с сопки
Саманная
Направимся от Черного и Белого озер на юго-запад. Натыкаемся на Хатынг-Юрях (Хатыҥ Yрэх), который чаще называют озером. Однако же это тоже продолжение старицы, проходящей под сопками, что подтверждает и название, ведь үрэх означает «речка». Потому рассматривать с озерами этот водоем не будем.
Озерца безымянные (например, у школы № 28) по пути в этом направлении — тоже ответвления этой старицы (старого русла речных проток).
Как и озеро ЯНИИТ — фрагмент старицы. Не раз слышал от старожилов Якутска, что место у озера, до 1960-х вовсе не заселенное, называлось Ырааhыйа («чистое поле»), а озеро — Аҥырдаах. По-якутски аҥыр «выпь». Любопытно, что до сих пор (прямо в эти дни) можно слышать у берегов озера ЯНИИТ трубные звуки, издаваемые выпью.
Ближайшее озеро отсюда — озеро Щорса.
Семь лет назад летом начали облагораживать озеро и окрестности. И вот оно стало уже Лебединым (хотя и Щорса называют тоже). Бойцы студенческого стройотряда «Тэтим» провели уборку территории, жители района совместно с сотрудниками клинической больницы посадили вокруг озера цветы в больших горшках в виде морских раковин. Клуб «Байанай» и Общественная палата Якутска выпустили в озеро, к всеобщей радости горожан, пару белых лебедей и несколько декоративных уток.
Тем же летом жительница микрорайона Марха Ирина Рыбинкина подарила новому экопарку «Лебединое озеро» девять уток. В последующие годы появились черные лебеди, башкирские утки, муларды, пекинские утки, гуси Линда, индоутки, голубые фавориты, московские утки, дикие кряквы, серые гуси, белогрудые утки, которые радовали глаза горожан. Зимой птицы обитали в зоопарке «Орто дойду», у частных хозяйств, одну зиму — в Хатасской школе. Затем в теплый сезон 70–100 птиц выпускали на озеро Щорса, которое стало одной из достопримечательностей города.
Названо озеро именем Щорса по своему местоположению: тут рядом у средней школы № 29 находилась совсем небольшая одноименная улица. Горожане начали называть водоем «озеро напротив улицы Щорса», а потом «озеро Щорса». В итоге это название заменило старинное название, встречающееся еще на городской карте 1939 года, — Саманное озеро, или по-якутски Самаан-күөл (озеро Самаан). Что же означает слово «Самаан»? Это и глина, смешанная с соломой и мелкими камнями для того, чтобы мазанием плетенки из тальника сделать стену. Это и летняя жара. Но порою якутский язык удивляет и другими, ныне неизвестными своими значениями слова. Наверное, более всего подходят «неогороженное широкое пастбище», «благодатный свежий воздух у водоема во время летней жары». Здесь было и пастбище, и воздух был свеж у озера.
С северной части водоема на высокой Сергеляхской (тянется оттуда) террасе, где сейчас высится клиническая больница, по воспоминаниям горожан-старожилов, ещё до войны мерзлотоведы пробили артезианскую скважину, а по другим сведениям родник был природный.
Напор был такой, что подземная родниковая вода сама по себе била ключом, образуя небольшой водопадик, ручьем втекала в озеро. Многие эту скважину и называли Родник. Брали питьевую воду отсюда не только редкие окрестные жители (ведь это была окраина города), но и водовозы на гужевом транспорте, которые использовали дощатые желоба-направляющие.
Озеро Щорса
Чёрные лебеди на озере Щорса. Фотоархив «ЯВ»
Владимир ПОПОВ