Главная » 2024 » Декабрь » 13 » «Прикосновение к вечности»

«Прикосновение к вечности»

5 декабря в Национальном художественном музее была открыта выставка «Прикосновение к вечности. Графика», посвященная 80-летию со дня рождения якутского художника-графика Юрия Вотякова. 1 декабря ему исполнилось бы 80, но, к великому сожалению, его жизнь была оборвана в самом расцвете творческой карьеры, всего в 36 лет.

Юлия КРАВЦОВА, искусствовед, заместитель директора по музейной и выставочной деятельности НХМ:

— Мы работаем с нашим наследием, и оно связано, прежде всего, с творчеством якутских мастеров. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена творчеству блистательного рисовальщика, гениального гравера, изысканного иллюстратора Юрия Иннокентьевича Вотякова. В нашем собрании хранится более 300 его графических листов, все их выставить невозможно, поэтому обозначим темы, предлагаемые нами сегодня.

Коренной якутянин Юрий Вотяков, сын ученых-мерзлотоведов, академиков Нины Петровны Анисимовой и Иннокентия Николаевича Вотякова, стоявших у истоков создания и становления Института мерзлотоведения, увлекся рисованием с раннего детства, и эти его способности заметил Грант Григорян, часто гостивший в семье будущего художника. Вообще, дом их был полон гостей: все члены семьи были талантливыми людьми, прекрасно пели и музицировали, много и увлеченно читали. Его дедушка Петр Анисимов в далекие 40-е годы создал первый в республике хор мальчиков. Первый якутский композитор Марк Жирков приходился ему родным дядей, так что и мальчик, росший в прекрасной творческой атмосфере, профессионально играл на гитаре и саксофоне.

Юра с отличием окончил Якутское художественное училище, затем продолжив учебу в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). Он успел познать счастье семейной жизни, с любимой супругой, московским художником-керамистом Ириной Багинян они растили дочь Катю, которая пошла по стопам родителей, став впоследствии художником-керамистом.

За семь лет своей короткой творческой жизни Юрий Иннокентьевич создал огромное количество произведений. Художник тяжело болел, и, конечно, это не могло не отразиться на его творчестве. Здесь и собраны работы того периода, 1975–1980 годов, из серии «Метаморфозы», серии «Ночные видения» и серии, посвященной эпосу «Ньургун Боотур Стремительный», есть и самостоятельные графические листы к ирландским сагам. Его интересовали и Средневековье, и античность, и Ренессанс, и современные течения, которые увлекали тогда молодых художников: экспрессионизм, сюрреализм, авангард. Впрочем, эти работы актуальны и сегодня, потому что во всех работах во главе всего стоял человек и его ощущения в окружающем мире.

Кроме всего, Юрий Иннокентьевич был великолепным педагогом, среди его учеников — Михаил Старостин, Лена Гоголева, Надежда Федулова и многие другие известные якутские художники, которые каждый год собираются вместе и непременно вспоминают своего учителя. За столь короткий жизненный путь воспитать целую плеяду блестящих художников Якутии — дорогого стоит, и многое говорит о нем и как о художнике-творце, и как о талантливом педагоге, и как о прекрасном человеке.

Он очень много работал, особенное внимание уделяя книжной графике. «Фауст» Гете, «Декамерон» Бокаччо, «Божественная комедия» Данте Алигьери, японская классика, ирландские саги, романтические сказки Гофмана, якутское олонхо — вот далеко не весь круг его литературно-художественных интересов, главные сюжеты и образы героев которых ложатся на бумагу своеобразным четким орнаментом, причудливостью линий и подвижностью шрифта.

Многие его произведения посвящены природе Якутии — с панорамными видами рек, лесов, городских окраин, но в этой экспозиции выставлены работы более позднего периода, когда художник уже тяжело болен и, словно предчувствуя приближающуюся кончину, передает все то, что не успеет сказать, — мысли о дуальности мира: идеи добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти проходят через его образно-пластический строй. Искусствоведы говорят, что эти произведения продолжают традиции известного якутского художника Валериана Васильева, но с гораздо более усложненными конструкциями метафоричности и ассоциативности. Конечно же, у каждого из них своя определенная мелодия, пластичность, сложный поэтический подтекст. Удивителен тот факт, что и Валериан Васильев, тоже, кстати, выпускник Строгановки и ученик того же мастера Верхоланцева, трагически погиб, когда ему было тридцать с небольшим.

 То, что эти два художника стояли у истоков якутской графики, никем не оспорим. Но живы их напряженная, страстная, с неизбывным чувством горечи о духовной мощи человека и одновременно его же немощи, полная драйва, динамики, разрушающей и вместе с тем очищающей силы графика, любовь и жизнь.

Яна НИКУЛИНА

Фото автора

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb