Ритуальная одежда — тонкая материя
В понедельник, 3 марта в Якутском государственном музее истории культуры народов Севера им Емельяна Ярославского открылась выставка «Күүтүүлээх күндү таҥалай сон» — ритуальная женская одежда, украшения и другие изделия XVII–XVIII веков. Почти все экспонаты были найдены в 1930-х годах, однако есть и поздние находки. Всего на выставке представлено более трехсот предметов.
Во все времена женщины хотели выглядеть красиво и всячески старались украшать свою одежду. Известно, что пещерные дамы носили ожерелья из костей, зубов и когтей животных. Позже стали использовать бусины из камня, створок ракушек и т. д.
Шили одежду из меха и шкуры животных. К сожалению, эти изделия практически не дошли до наших времен, и увидеть, во что одевались наши предки, крайне сложно. Однако благодаря замечательным людям — археологам — иногда получается заглянуть в прошлое и своими глазами увидеть, как жили и во что одевались люди несколько веков назад.
МЫ НЕ ИСТОРИКИ
Анна ШИШИГИНА, заместитель директора Якутского музея имени Ем. Ярославского:
— Экспонаты для этой впервые организованной выставки бережно собирались и сберегались в течение долгого времени. Это результаты археологических работ с разными погребениями. Все, что вы видите на выставке, — результат кропотливого научного труда не только музея, но и наших друзей и коллег.
Таҥалай сон (ритуальная женская шуба) считалась самой нарядной женской одеждой еще до крещения якутского народа. Согласно отдельным историческим данным женщина в то время не имела права показываться на глаза свекру в течение трех лет после свадьбы, а после — только одетая в такую нарядную шубу.
Сегодня мы сильно отошли от традиций общения с помощью нарядов. Нет такого понятия, как ритуальная одежда. Хотелось бы, чтобы традиции сохранялись и развивались. Например, корейцы придерживаются традиций не только в свадебных нарядах, но и при прощании со своими родными. Для каждого важного события она разная. Ритуальная одежда и традиции — это тонкая материя, которую нужно изучать, сохранять и развивать, потому что они составляют важную часть повседневной самобытной жизни каждого народа, способствуют сохранности его культуры.
— На выставке представлены наряды только якутских женщин или других северных народов тоже?
— Есть споры по этому поводу. Отвечу так: музей не призван отвечать на вопрос, что правда, а что нет. Миссия музея строится на обеспечении сохранности материальной истории, а наша история — это уже результат коллективного труда не только историков, но и гораздо большего числа сторон.
ЛЕГЕНДЫ И ИХ «СВИДЕТЕЛИ»
Елизавета АЛЕКСЕЕВА, заведующая сектором этнографии Якутского музея:
— Күүтүүлээх күндү таҥалай сон означает «долгожданный ритуальный свадебно-обрядовый кафтан». Процесс изготовления данной одежды занимал долгий промежуток времени, для этого специально нанимали мастериц, поэтому и название такое — күүтүүлээх күндү. Среди экспонатов представлены материалы из разных раскопок, и некоторые из них имеют свою легенду. В записях А. А. Саввина имеется легенда о том, что если женщины из рода Батылы видят пролетающего в небе орла, то они должны были надеть таҥалай сон, так как они происходят от рода Батылы, у которого предком был орел-птица.
— Эта техника изготовления таҥалай сон потеряна?
— Скорее нет. На выставке помимо археологических материалов представлены реконструированные комплекты одежды.
— До какого времени надевали традиционную ритуальную одежду?
— В связи с появлением новых материалов и под влиянием европейской культуры традиционная ритуальная одежда таҥалай сон выходит из употребления в XIX в.
— Расскажите о самых крупных экспонатах подробнее.
— На одной из витрин представлены археологические материалы Ефима Дмитриевича Стрелова из погребения в м. Атласовская, заимка Якутск. Мы видим детали от воротника, от рукавов, украшение нагрудной части. Помимо этого, накосник и нательный крест с бусами. Погребение датируется XVIII в.
— Обычно нательные кресты не носят напоказ.
— Да. А этот как раз с бусами, пронизками. Также мы видим деталь головного убора туоһахта — металлический диск. Из украшений — печатки и фрагменты декоративной нашивки. На рисунке М. М. Носова можем видеть, как это выглядело и где размещались данные фрагменты.
— Судя по табличкам, многие экспонаты были найдены в 30-х годах прошлого века.
— В 30–40-х гг. Якутский краеведческий музей являлся центром археологических раскопок. В экспедиции в те годы ездили, черпая информацию из легенд и преданий.
Следующее погребение было найдено в 1938 году сотрудниками Якутского музея И. Д. Новгородовым и С. И. Боло в местности Джагарыма Чурапчинского района. По преданиям, она была единственной дочерью родоначальника Омуоруйа-баай, которую мы называем Болугур Айыыта. С детства за ней замечали различные сверхъестественные способности. Бывало так, что, когда над алаасом пролетала стая уток, она могла спросить у друзей и подруг, какую именно утку они хотят съесть. Когда друзья указывали пальцем, тогда она подкидывала вверх кольцо и утка падала прямо к их ногам с кольцом на шее. Это одна из легенд.
— Какова была ее судьба? Сохранились какие-то записи?
— К сожалению, у неё была трагичная судьба. В преданиях говорится, что ее насильно выдали замуж. И, когда она ехала верхом на лошади, были видны только ее одежда и шапка. За весь период она никогда свое настоящее лицо не показывала, превращаясь в животное. В экспозиции представлены ее натазник сыалдьа и подвеска к натазнику — кыабака симэҕэ.
— Это откуда?
— Это передник с медными подвесками тюсюлюк из местности Киис Тиэрбит Мегино-Кангаласского района. Был раскопан в 1937 году сотрудниками музея И. Д. Новгородовым, М. И. Ковыниным, С. И. Боло.
— Очень хорошо сохранившийся экспонат. Похож на кафтан.
— Это фрагмент спинки кафтана. Помните, наверное, у нас очень долгое время лежала в музее мумия девушки? Это сноха Аба Уос Дьорҕо. Она была дочерью состоятельных людей из Амги. Выдали замуж за сына Аба Уос Дьорҕо, которого звали Муруку. У неё тоже была своя легенда. Говорят, что муж не подходил к жене в течение трех лет и она решила сбежать домой. Но по дороге ее перехватил свекор Аба Уос Дьорҕо, который, увидев ее красоту, влюбился в нее и, нарушив заветы своих предков и перейдя границы морали, не смог удержаться от соблазна и овладел своей снохой. В итоге у них родился сын, которого назвали Дэгэлээх. После рождения сына спустя какое-то время она умерла. Ее захоронение раскопали в 1937 году. Это было родовое погребение Идельгиевых в местности Киис Тиэрбит в Мегино-Кангаласском районе. Там вначале раскопали Аба Уос Дьорҕо, потом раскопали невестку и ее мужа Муруку.
Следующая находка из местности Аармыйа Сонуоҕа в Таттинском районе — фрагмент капоровидной шапки с рожками, которые реконструировали на одной из моделей.
Также были найдены женские торбаса. Погребение датируется 18-м веком.
Далее парное погребение. Женщина старше 30 лет и мальчик 4–5 лет. Материалы предоставлены Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН: проволочные серьги, шейная витая петлеобразная гривна (обруч, носившийся на шее). Обычно в таком большом количестве петлеобразные гривны не экспонировалось. А на этой выставке их три.
— Расскажите о находках — украшениях.
— Обычно в погребениях помимо одежды находят еще украшения и утварь. На этой витрине видим серьги в виде знака вопроса. На одной серьге, датированной 17-м веком, имеется костяная бусина. Остальные серьги датируются 18-м веком. Еще говорят, что более древние варианты бусин плоские. В материалах из раскопок З. В. Гоголева представлены накосник и серьги. Также есть серьги 18-го века, материалы В. В. Попова. Эти серьги мне очень нравятся. Несмотря на то, что они из одного погребения, по рисунку и форме отличаются.
В целом мы хотели показать различные варианты серег. Вроде все серьги в виде знака вопроса, но они все разные — по размерам, форме, а также по материалам. Есть бусинные, с различными металлическими пронизками, бусины черного, белого и лазурного цветов.
На этих витринах у нас материалы из музея археологии и этнографии СВФУ. Это археологические материалы из погребения в местности Ат Дабан Хангаласского района. Было раскопано в 2016 году Саха-французской археолого-этнографической экспедицией. Сверху видим акварельную реконструкцию одежды Кристиана Пети. Это погребение пожилой женщины. Инвентарь, как мы видим, очень богатый. Витая гривна кылдьыы. Браслеты бөҕөх. Серьги в виде знака вопроса. На одном ухе одна серьга, на другом — две. Пуговицы, декоративные нашивки и фрагменты передней части одежды — левая и правая полочки.
— Гривна использовалась вместо бус?
— Это шейное украшение. На этой выставке представлены очень красивые витые гривны с пятью, семью и даже девятью петлями.
Это погребение было найдено в Сунтарском районе, близ села Бордон, в местности Булгунньахтах. На акварельных рисунках представлена реконструкция одежды из этого погребения. На витрине показаны кольца, серьги, фрагмент рукавов от традиционного кафтана таҥалай сон и еще фрагмент передней части таҥалай сон.
Про каждый предмет на выставке можно много рассказывать, у некоторых из них есть своя история, порой очень грустная, но от этого не менее интересная. Приходите к нам, мы с радостью расскажем о каждом из них.
Виктория БУШУЕВА
Фото автора материала