Старинный знак скопца и ключ полярника
ЛЕЙБЛ ОТ ВАЛЕНОК
На просьбу о пополнении экспонатов нашего народного виртуального музея отозвался на сей раз горожанин Н. Корнилов, родом из Олёкминска. В его семье сохранились некоторые интересные старинные вещи от деда его матери. Вот, к примеру, плоская овальная латунная пластинка с отчеканенными надписями и изображениями. Написано: «Фабрика валяной обуви торговаго дома «Братья Комаровы» в селе Кукморъ Мамадышского уезда Казанской губернии».
Н. Корнилов помнит еще эти прадедовские валенки, висевшие у деда в сенях в Олекминске. Вообще-то, пимокатный цех был в начале ХХ века и всю первую его половину и в Якутске — так утверждают старожилы. Причем производили и черные, и серые валенки, а также некогда модные бурки (войлочные сапоги с продольной кожаной «стрелкой» из ремня спереди и сзади — как у Бывалого в «Операции “Ы”»). Но у предка Корнилова были именно привозные валенки. Они были из крашеного в красный цвет войлока и с такими вот металлическими лейблами у среза верхней части валенка с наружной стороны. Жаль, но сами валенки не сохранились. А лет сорок назад Корнилов, побывав в олекминском «родовом гнездышке», подобрал этот лейбл. Сразу всё вспомнилось, предстало перед глазами — и дед, и фото прадеда, и старый дом ямщицкого типа. Стало самому интересно. Покопался в различных источниках и интернете. Оказывается, была даже одно время железнодорожная платформа «Братья Комаровы», и как раз у села Кукмор в Республике Татарстан, однако в 2013-м году была закрыта, как разъезд. А история этой платформы такова. Платформа названа в честь Кукморских промышленников и купцов, братьев Николая Васильевича и Сергея Васильевича Комаровых, основателей «Торгового дома «Братья Комаровы» фабрики валяной и бурочной обуви», на основе которого был создан при СССР «Кукморский валяльно-войлочный комбинат».
Братья Комаровы, оказывается, сыграли очень важную роль в строительстве железной дороги через Кукмор. Существует описанная в литературе история, в которой написано, что братья споили строителей железной дороги и, пообещав вознаграждение, убедили строить железную дорогу через Кукмор, а не в обход, как планировалось.
ВОЛОСТНОЙ СТАРШИНА
Тот самый прадед Н. Корнилова был из семьи «белых голубков» — представителей изуверской секты скопцов, которых отправляли в населенные пункты Якутии на религиозную ссылку. Большинство скопцов к тому времени успели поработать на Бомарсундских каменоломнях и возведении русского форта Новый Скарпанс на Аландских островах. До и после падения крепости арестантов, работавших там, в том числе и скопцов, отправили на туруханскую ссылку, а после 1860-х — в Якутскую область (подробнее читайте в номере «ЯВ» от 20.08.2021). Именно их предков, оскопившихся будучи уже многодетными семьянинами, миновала чаша каторги — их сразу направили из окрестностей Санкт-Петербурга в селение Иллюнское в Олекминском округе Якутской области.
Это селение было основано ссыльными скопцами в 1866-м году. Ныне заброшено. Соседствовал (относительно) с другими ныне существующими или также заброшенными селами: Инняхская (1861), Дельгей (1770), Кочегаровская (1849), Неленская (1766), Дабанская (1889) и рядом других. Это были в основном ямщицкие станции. До сих пор можно видеть на берегу Лены остатки изб и хозяйственных построек. Поселившись в безлюдном тогда Иллюнском, скопцы сперва отвоевали у тайги поля, выжигая их и выкорчевывая пни. Затем начали садить гималайский ячмень, а позже и другие злаки. Потом взялись и за огородные культуры — даже огурцы и тыквы. Прадед Корнилова вроде прибыл туда еще ребенком. К моменту своей зрелости отказался от учения скопцов — благо в Якутии полицейский надзор не давал секте развернуть свою деятельность в сфере вербовки новых участников, да и отправления религиозных культов, так называемых «радений». Обзавелся семьей и вроде бы даже был волостным старшиной. О чем свидетельствует сохранившийся у Корниловых дома бронзовый знак с надписью «Волостной старшина», в центре щита имеющий вырезанное изображение герба Якутской области — орла, держащего в когтях соболя.
Однако были ли волости в Якутской области? Ведь их вроде заменяли наслега? Оказывается, волости были. Особенно в Олекминском округе, полном русскоязычных ямщиков, скопцов, татар. С обратной стороны знака прадеда Н. Корнилова мы видим в центре под императорской короной вензель Александра II и вокруг надпись 19 февраля 1861 года. Это дата отмены крепостного права в Российской империи, первая и самая значительная из так называемых великих реформ императора Александра II. Так, к примеру, отмена рабства в США произошла лишь в декабре 1865 года и во многом благодаря влиянию политика Кассиуса Клея, много лет бывшего послом Штатов в Российской империи и равнявшегося на русские реформы. Правда, отмена крепостного права не освободила одномоментно всех крестьян от барского гнета, однако же подвижки имели место быть. Появились как раз волостные старшины и старосты — кстати, эМВэДэшная должность, как, впрочем, даже и дворники в те старорежимные времена.
Крепостных в Якутии и Восточной Сибири в целом не было никогда, но веяния реформ все-таки дошли. Насколько распространены у нас подобные знаки? Поинтересуемся у коллекционеров. По мнению коллекционера Сергея К., знак «Волостной старшина», и тем более с резным гербом на щите, прежде не проскакивал на рынке подобного антиквариата — фалеристики. Однако попадались такие знаки, как «Родовой староста», то есть относящийся к инородцам (якутам), должность, которая у них называлась «чаччыына» — старшина или староста наслега, отцовского (Аҕа ууha) или материнского (Ийэ ууha) рода. Так, например, Сергею попался один такой знак, найденный в Якутии, — герб Якутской области, отчеканенный заранее. Затем попался на интернет-аукционе аналогичный, но лучшего качества. Причем из ныне распродаваемой старой коллекции самого Игоря Можейко, востоковеда, специалиста по средневековому буддизму в Бирме, более известного широким слоям населения как детский писатель-фантаст Кир Булычев, автор, например, цикла повестей и рассказов о приключениях девочки из конца XXI века Алисы Селезнёвой, некоторые из которых были экранизированы (телефильм «Гостья из Будущего», мультфильм «Тайна третьей планеты» и другие). Оказывается, Кир Булычев был еще и страстным коллекционером.
РАДИОКЛЮЧ
Другой горожанин, представившийся Андреем, принес показать нам ну явно старинный ключ от радиостанции. Дед Андрея был радистом в послевоенные годы по северным районам Якутии, на Таймыре и на Чукотке. По его словам, его натаскивал служивший радистом бывалый полярник Митюков. Прививал навыки своему ученику старыми методами — подвешивая на бечевке к запястью стандартный кирпич, учил многим нюансам профессии, определять по еле заметным признакам почерк работы множества радистов, знать их по позывным и фамилиям. Митюков подарил деду Андрея старый массивный радиоключ. Действительно, невиданная нами даже в ведомственных музеях вещь — на массивной деревянной плашке прикреплены массивные латунные детали. На боковом торце деревянной плашки вырезано ножом фамилия «Митюков». На креплении-шарнирах самого рычага ключа выбитые гвоздиком точки, образующие две буквы — «Л» и «М» (безусловно фамилия Митюков). На рычаге обозначение Ф.З.У. И лишь это мы можем расшифровать. Это предтеча ПТУ (профессиональнотехнических училищ). ФЗУ часто ошибочно расшифровывают как фабричнозаводское училище, но на самом деле — Школа фабрично-заводского ученичества. Это был низший, но основной тип профессионально-технической школы в СССР в период 1918– 1940 гг.
Школы фабричнозаводского ученичества действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3−4 года. В школу принималась молодёжь в возрасте 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930–1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и изза сокращения часов на общеобразовательные предметы срок обучения снизился до 1,5−2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленностях. В 1959—1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ) с различными сроками обучения. За время существования школ фабрично-заводского ученичества ими было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих. И получается, что раз есть клеймо Ф.З.У., то мы можем датировать этот увесистый и аккуратный ключ довоенными годами.
***
Уважаемые читатели, присылайте нам фотографии старинных и интересных вещей, хранящихся в ваших семьях, с их описанием и историей на наш электронный ящик: ya-vecherka@yandex.ru или приносите к нам в редакцию. Давайте вместе создадим виртуальный музей горожан, посвященный столетию нашей республики.
Владимир ПОПОВ.