Топонимика долины Туймаада и окрестностей. Северная часть
Откроем небольшой цикл материалов по попыткам раскрыть происхождение названий районов Якутска, населенных пунктов (поселка и бывших поселков, ныне городских микрорайонов), названий лугов и пастбищ, сакральных мест (вроде Хара Булгунньах), озер, ручьев, падей и распадков, примечательных сопок.
ПРОЛОГ
Впрочем, постараемся не сильно дробить все, не будем вдаваться в частности, известные немногим. Например, на Зеленом лугу есть местность Холодильник — некогда кто-то вывез туда холодильник, разве это интересно? Опять же название это циркулирует лишь в небольшом кругу окрестных «собачников», что постоянно гуляют в том направлении. Потому будем обращаться чаще к более или менее известным народу названиям. Рассмотрим, как исконные (попадаются и доякутские топонимы), так и довольно поздние, советские и последних лет. Уверяем, топонимов немало.
Хотя формат отличается от рубрики «Прогулки по городу» (больше по топонимике), однако приведем здесь небольшие географические описания и исторические справки по отдельным населенным пунктам и интересным местам. Иногда эти вставки будут обширные, поскольку они и объясняют происхождение слова.
Начнем же свой рассказ с северной части.
МЫС
Крайняя северная точка долины, конечно же, Кангаласский мыс. По прямой — 50 км от собственно Якутска. Отсюда открываются прекрасные виды на просторы Лены, на острова, на луга и сопки правобережья, а также на пойму самой долины Туймаада, сопки, окаймляющие ее. На некоторых островах высоченные ели. С того берега через равные промежутки до сих пор видны старые деревянные триангуляционные вышки, с нашей стороны по большей части снесенные за ветхостью и ненадобностью (сейчас триангуляция шагнула далеко вперед, чем всматривание с вершины вышки) — в целях безопасности зевак, которые вечно лазают куда только можно.
В старину якуты называли мыс Хотугу Ытык хайа (Северная Почитаемая гора), противопоставляя Табагинскому мысу, называемому Соҕурууҥҥу Ытык хайа (Южная Почитаемая гора). Якобы в старину на северном мысе преподносили якуты жертвы обителям Нижнего мира, а на южном — творцам-айыы Верхнего мира.
Исследователь XVIII века, участник Второй Камчатской экспедиции Иоганн Гмелин называл мыс Сергуевым Камнем и привел рассказ, что якутский князец некогда закрыл собой проход в Нижний мир, откуда выходили злые духи, вредившие людям. Вообще, с северной частью долины в якутском фольклоре связано много мрачных историй. Однако же остановимся на Сергуевом Камне. Речь о едейском (за мысом и домом рыбака ближайший населенный пункт — село Yөдэй Намского улуса) князце Сергуе Унегине (по-якутски Сургуй кинээс), который известен по ревизским сказкам русских служилых XVII века. Отмечено там, что Унегин был допрошен в связи с гибелью землепроходца и сборщика ясака Воина Шахова.
О Сергуевом Камне писал и Вацлав Серошевский. Правда, на иллюстрации привел конкрецию из песчаника, что находится западнее Капитоновки, назвав Грот Сергуева Камня. Однако и Табагинский мыс называют Камнем. Камень в ту пору означал и выступающий мыс на пойме реки. Стало быть, не было никакого отдельного Сергуева Камня с гротом? Камень в виде выступающего утюгообразного мыса был и есть гораздо севернее собственно Кангаласского мыса — в устье большой пади Мохсоголлох, не доходя до дома рыбака. Это уже территория Намского улуса. Там же есть и грот. Некое углубление. Словно ширма свисает кусок мха. В иные годы мощный поток талых вод с пади по пещерке этой вымывает меловые и неогеновые аллювиальные отложения и становится возможным проползти внутрь довольно глубоко. И вправду грот. Хотя в последние годы вход очень уж тесен и опасен. Иной раз обваливается и схлапывается, потом снова начинает открываться.
Есть уверенность, что именно это место и послужило основой для почти четырехсотлетней легенды о князце-шамане, спасшем Срединный мир от вторжения обитателей Нижнего мира.
Кстати, лет двадцать назад горожанин Константин, большой любитель рыбалки, решил «на минуточку» уединиться в тенетах пади и по старой заросшей кустарником тропе дошел до этого самого грота. В тот год грот открылся хорошенько — вымыло породу знатно. Константин с фонариком (приехал на ночную ведь) пролез вглубь. Рассказывал, что было жутко идти внаклонку по тьме и вокруг свисают корни да везде капель. Перед тем как повернуть назад, наткнулся на лежавший ржавый клинок якутского ножа. Подобрал на память, положил пятирублевую монету взамен и поспешно удалился.
Нож этот мы держали в руках. Узенький, длинный хищный клинок. Классический абрис именно для старинных ножей. Неужели кто-то оставил в древнем капище Сургуя? Константин, узнав от нас историю князца, предпочитал называть свою находку «нож Сергуя».
Сургуй хаспаҕа иногда называли Yөдэн түгэҕэ (созвучно с Yөдэй, откуда был сам князец, название, родственное монгольскому имени Yгэдэй), что означает «дно Преисподней» и происходит от монгольского «Өгидэн» (в переводе с письменно-монгольского «дверь; отверстие; проход»), а имя самого Сургуя от письменно-монгольского «сургу» — «пролезать; проползти».
ПОЧЕМУ КАНГАЛАССКИЙ?
Так почему мыс назван Кангаласским, хотя от Хангаласского (бывший Западно-Кангаласский, Орджоникидзевский) улуса находится не меньше, чем в 80 км? Ответить конкретно сложно.
Видимо, мыс назвали Кангаласским Камнем еще землепроходцы Петра Бекетова, поставившие первый Ленский острог на правобережье, недалеко от современного села Воин. За рекой по нашу сторону находились в ту пору враждебно настроенные к пришельцам намские племена (намский князец Мыымак встал на сторону служилых попозже). За Камнем находились земли хангаласцев и мегинцев (Тулагино-Кильдямцы относились к ним), родственных хангаласцам. Отсюда и название мыса.
До сих пор мыс является границей городского округа Якутск, Намского и Усть-Алданского улусов.
ФОЛЬКЛОР
Кстати, поверху вдоль мыса и всего обрыва до пади Мохсоголлох есть дороги. Есть они и поглубже, подальше от реки. У одной из них, поднимающейся у угольного разреза (там, где заброшенный обвалившийся ледник в сопке — в народе Штольня, а также «скандинавские виды» на разрез, где фотографируются специально приезжающие туда горожане), есть название — Аартык (Перевал). В старину называли Нам Аартыга — Перевал к Намцам. Не зря там стоит увешанный разноцветными тряпками листвяк: традиции этой много лет, на удачу оставляли дары духу аартык.
Там, где сейчас находятся разрез и поселок, была довольно узкая падь. Старожилы Кангаласс называли падь эту Кровито. Сейчас подзабыли это название «поселковые». Ну разве что краеведы из библиотеки кангаласского клуба «Горняк» расскажут об этом, но без подробностей.
Мы же застали в 70–90-х тех, кто помнил первые годы шахтерского поселка и знавших эти места даже до возведения первых бараков и изб горняков. Были знатоки историй и легенд седой древности и среди намских и тулагино-кильдямских стариков. Удалось в свое время записать и их повествования.
Сказывали они, что Сергуя Унегина казнили именно здесь в распадке на месте нынешних Кангаласс. Сургуй, будучи куду ойууном (скрытным шаманом), проклял своих убийц, спев кырыыс туойуута. С тех пор падь называли Сургуй Кыраабыт или Сургуй Кыраабыта — буквально «Сергуй проклял». Вот откуда искаженный топоним Кровито.
Когда проезжаешь кладбище на склоне при въезде в Кангалассы, то слева открывается вид на угольный разрез. И через мост проходит дорога. Есть там и указатель — «Устье реки Кэнгкэмэ». Нонсенс! Устье Кенкеме находится далеко севернее — аж в Кобяйском улусе! До недавних пор речка эта называлась Золотинка. Истоки ее не так далеко от Намского тракта (так и охота назвать Новый Намский тракт, памятуя старый дореволюционный). А история гидронима Золотинка такова. В 1940–1950-е гг. привлекали на отгрузку угольных барж заключенных со Второй колонии, что здесь не так уж и далеко — на Третьем участке (впрочем, эти топонимы разберем в следующих выпусках нашей рубрики). Потом отстроили бараки для освободившихся з/к, пожелавших остаться трудиться на отгрузке. Вот среди этой публики и пошел недостоверный слух, что речка Тиля не простая, а можно там стараться и намыть золотишка. Злата там никто так и не настарался, а название прижилось.
А что за речка Тиля, спросите вы? Та же Золотинка, то же «устье реки Кэнгкэмэ». Якутское название речки — Тилэх Быспыт. Переводится как «подошву порезал». Вспоминали старики, что речка сто лет назад по весне была бурной с каскадами — ну и падь Кровито была поуже, ведь угольный карьер на то и разрез, что взорвали, разрезали и выкопали целые сопки.
В старину речка эта была с каменистым дном. Знаете, на самом мысе попадаются разные камни: песчаник, уголь, рыхлые белесые камни мелового периода, красные неогеновые «кирпичи» и пр. Многие из них с отпечатками флоры и фауны. А кроме них бывают еще стеклообразные и будто горевшие камни с острыми краями. Может, и на речке той кто подошву себе проткнул и потому появилось такое название?
Знаток городского фольклора товарищ Устинов, который был в детстве свидетелем пролета в 1929 году дирижабля LZ-127 «Граф Цеппелин» над Якутском (это намек на его возраст и косвенно — на его живой интерес к истории и былым событиям), поведал нам в 80-х другую версию. Она касается того же едейского князца. Говорят шепотом, что, казнив Сергуя, служилые этим не ограничились — они срезали вострым ножом его подошвы и закопали в безвестной могиле (едейские тайком извлекли тело оттуда, сделали из останков Сургуя идола-мумию, т. е. көдьөҥө, и перезахоронили в том самом гроте). Это по примеру того, как однажды поступили местные со сборщиками ясака — убили и срезали кожу с подошв, чтобы те не смогли вернуться и преследовать, если даже оживут...
Можно было бы остановиться на каждой улице Кангаласс и дачного поселка на сопке — в честь кого они названы. Но увы, формат обязывает быть лаконичнее.
Ну разве что упомянем вот что. От дачного поселка не так уж далеко находится местность Аммонитка. Это чистое поле с забором из «колючки» и несколько зданий. Заброшенный склад взрывчатых веществ угольного разреза. Отсюда и название местности — от аммонит (ВВ). Пару лет назад шли разговоры о том, чтобы разместить там в/ч военной полиции.
Владимир ПОПОВ