В Якутии появилось чудо-средство для предотвращения пожаров
Прошлое лето запомнилось якутянам небывалыми масштабными пожарами и засухой. Стихия нанесла огромный урон не только лесному хозяйству, пострадали и жилые дома. Этим летом пожаров было уже заметно меньше. И во многом этому поспособствовали искусственные осадки. В общем, с пожарами у нас беда почти каждый год. Так что с напряжением ждём следующего лета.
На наш взгляд, проект наших якутских учёных может внести свою лепту в борьбе со стихией. Этим летом мы заметили чудо-средство для предотвращения пожаров на выставке SakhaInnovation. Тогда оно весьма впечатлило нас своими свойствами. Впрочем, не только нас. После того как мы выложили видео, к нам сразу посыпались вопросы, где можно его приобрести. Прошло полгода, и мы решили узнать у разработчиков, когда наконец оно появится в продаже.
Справка «ЯВ»:
F451 «Защитник» — долговременный антипирен, который может предотвратить возникновение пожаров и помочь остановить лесной пожар на его пути.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Денис ШАХТАРИН, директор ООО «Камилла»:
— Пока производство еще не наладили, потому что мы всё еще не можем выйти из экспериментальных объемов. Чтобы из них выйти, нам надо понимать, кто наш покупатель и каков объем рынка. Тогда будет понятно, как привлекать деньги, откуда, в каком объёме и на каких условиях.
— Кто вам помогал при разработке проекта?
— Это совместный труд учёных химиков и биологов. Нам помогали коллеги из Новосибирска, а также ребята из Томска, которые конкретно работают над производством одного из компонентов антипирена. В результате благодаря совместным усилиям и получился такой препарат.
— В инструкции указано, что антипирен имеет долговременный эффект. А насколько его конкретно хватает?
— Принцип действия основан на «прилипании» распыленного антипирена к потенциально горючей поверхности. В тот момент, когда температура достигает 230 градусов, начинают высвобождаться компоненты, активно тушащие горение путем создания препятствия к доступу кислорода, снижения температуры, выделения пара. Если события температурной активации не произошло, то антипирен постепенно вымывается осадками. На 60% эффективность сохраняется после обработки при выпадении осадков в объёме 450 мм. Для понимания: у нас в Якутии в среднем за лето выпадает 250– 270 мм осадков. Таким образом, в пожароопасный сезон достаточно одной обработки при сохранении требуемой эффективности. Но если вдруг лето получилось очень дождливое, то можно и дважды обработать территорию. Но, опять же, если лето дождливое, то зачастую и пожаров существенно меньше.
— Каким будет ваш будущий продукт — в виде спрея, раствора или таблеток, которые нужно разводить самим?
— Сейчас мы работаем над двумя формами. Первая — готовая к применению жидкость, содержащая в своём составе необходимую концентрацию. Второй вариант — это сухой порошок, который может разводиться водой на месте, непосредственно перед нанесением. Если рассматривать первый вариант, то тут не будет ошибок, которые могут быть допущены во время разведения, так как есть определенные требования к чистоте, этапности. Состав препарата будет максимально соответствовать ожидаемым характеристикам. За второй вариант — в виде сухого порошка — проголосовали наши лесопожарные. Они отмечают, что так легче перевозить и хранить, потому что не используются ёмкости, и препарат не может замерзнуть, меньше вес. В сухом виде будет храниться достаточно долго.
— Какие эксперименты вы уже проводили?
— Прежде всего, это масса лабораторных экспериментов, изучающих течение реакции в комбинировании составляющих, протекание ее активной фазы. Далее испытание на соответствие ожидаемым характеристикам при горении лесной подстилки, сухой травы, древесины. Так как более 90% пожаров — низовые, наиболее эффективным является предотвращение распространения именного такого типа пожаров. И если такая задача будет решена, тогда высока вероятность того, что количество верховых, самых сложных и масштабных пожаров будет значимо уменьшено. Для тушения верховых пожаров, как вы знаете, применяются самолётная техника и ряд мероприятий с использованием тяжелой техники. Это дорогостоящий и неповоротливый способ тушения, требующий большой административной работы.
— И как показал себя препарат?
— В целом результаты экспериментов хорошие. Этой осенью мы проводили полевые испытания совместно с Министерством экологии и Якутлесресурсом. Там он показал себя эффективным при выполнении двух видов работ. Первый — при предварительном нанесении. Перед пожароопасным сезоном антипирен можно распылять вокруг населенных пунктов, линий электропередачи, использовать для защиты поселений. Предварительное нанесение показало себя эффективным, в частности, когда шёл пал: сплошная стена огня выжгла всю сухую траву, но обработанный антипиреном участок не пострадал. Опалилась лишь верхушка травы. Всё остальное выгорело полностью.
Второй способ полевых испытаний проводился непосредственно при тушении. Антипирен подавался с помощью воздуходувки распылением на открытый огонь. И там мы тоже получили достаточно хорошие результаты. Скорость тушения стены огня составила примерно 2–3 км/час, это средняя скорость ходьбы человека. Во время полевых испытаний были выявлены какие-то пожелания со стороны наших лесников. Будем, возможно, их учитывать, если найдем общий вектор сотрудничества.
— Понятно, что в антипирене больше всего заинтересованы лесничие. А вот для частников насколько он будет интересен?
— Для частников может быть интересен по двум причинам. Если вокруг деревянного дома находятся источники вероятного возникновения пожара, или когда рядом время от времени кто-то несанкционированно пускает весенний пал. Чтобы защитить дом от возможного возгорания, можно использовать данное средство предварительным нанесением на траву или кустарник. Также антипиреном можно обрабатывать хозяйственные постройки, заборы с наружной стороны, сараи.
— С какого года работаете над этим проектом?
— С 2019 года.
— Где-то уже выступали на выставках, конференциях с этим антипиреном, кроме выставки SakhaInnovation, где я вас и увидела?
— Мы принимали участие только в двух выставках. Одна из них была в Москве, туда мы отправляли материалы. А вторая — этим летом в Якутске, где вы нас и видели. Участвовали благодаря активности технопарка.
— Название антипирена «Защитник F451» так и останется? Или думаете еще?
— Это наше рабочее название. Но, скорее всего, таким и останется, когда будем регистрировать нашу разработку и получать патент.
— Когда примерно, можно сказать, выйдете на промышленные масштабы?
— Сложно сказать. Так как рынок для нас пока непонятен, то и говорить о промышленном масштабе преждевременно. Необходим объем или понимание, что вот такому-то покупателю антипирен нужен. Все-таки это не продовольственный товар с прогнозируемым спросом. Если нам удастся убедить совместно работать Министерство экологии, Государственный комитет по обеспечению безопасности, это позволит нам приобрести оборудование, арендовать цеха и определенный объём сырья. Тогда мы могли бы запустить опытное производство. Если, опять же, это опытное производство будет рентабельным, то уже выйдем на промышленные мощности. Всё это очень не быстро, к сожалению.
— Сырьё импортное или всё можно найти на просторах нашей страны?
— Большую часть компонентов можно закупать в России. Но тут есть определенная сложность, касаемая качества компонентов. То есть даже китайское во многих случаях более чистое и, соответственно, даёт лучший эффект, чем российский аналог. К примеру, если от меня требуется тонна антипирена, то я в силу малых объемов буду закупать сырьё у российских поставщиков. Качество в этом случае будет средним, а цена будет включать наценку перекупщиков. Если это будет хороший объём, 200 тонн, к примеру, тогда уже и цена будет ниже, потому что работаешь напрямую с заводами-поставщиками, контролируешь качество сырья до отправки, а я напомню, что зачастую даже наши российские заводы не работают с мелкими партиями, отгружают вагонами. Соответственно, чтобы выйти на постоянный химический стабильный состав, нужен сравнительно большой объём заказа.
— Окончательную цену препарата вы пока еще не знаете?
— Нет, почему, знаем. Текущая цена, если в перерасчёте на обработанный квадратный метр, это где-то 38–40 рублей. На квадратный метр требуется 300 мл антипирена в 25%-ной концентрации.
— Вообще, выбор антипиренов в России большой. Можете сказать, в чем уникальность вашего продукта?
— Да, конечно, антипиренов много. Они все различаются по принципу своего действия и способу применения. Входят в состав многочисленных огнезащитных покрытий, красок и пропиток. Дело в том, что наш антипирен не просто якутский, и в этом его прелесть. Его уникальность заключается в том, что мы изначально старались сделать состав безопасным для природы. Имеется в виду, что и сами компоненты, и продукты их горения не должны накапливаться и оказывать негативное влияние на экосистему. В этом отношении мы даже несколько поступились с эффективностью.
Сейчас наиболее эффективными являются антипирены на основе галогенов. Это бром, хлор, фосфор и их соединения, которые хороши при тушении, но при термолизе, при температурном разрушении антипирена выделяют ряд токсичных соединений, которые негативны и для природы, и при вдыхании для человека, который осуществляет тушение. Несмотря на то, что в России они еще разрешены к использованию, в ряде зарубежных странах запрещены. И такую тенденцию мы подхватили, понимая, что надо развиваться, смотря на перспективу, а не просто изготовляя «еще один огнетушащий состав». Мы изначально ставили задачу экологичности используемых компонентов как с точки зрения применения, так и с точки зрения хранения и долговременного накопления в окружающей среде. Одно из действующих веществ при термической реакции разрушается до нитроаммафоски — удобрения, которое широко используют в сельском хозяйстве. Гелеобразователи используются в пищевой и медицинской промышленности. В одной из модификаций мы планируем добавлять краситель для наглядного обозначения обработанных мест.
— Экологическая безопасность — это главное!
— Это одна из самых главных задач, которые мы решали при разработке. И вторая, конечно же, эффективность при сравнительно низкой стоимости. Благодаря проведенной работе, думаю, нам удалось воплотить задуманное.
— Вы сейчас резидент технопарка?
— В настоящий момент мы на этапе подачи заявки. Не хочется заявлять громко об успехе прежде понимания востребованности. В Якутии есть масса хороших идей, какая-то часть дошла до стадии реализации в штучном или мелкооптовом размерах, но большая часть новаторских проектов осталась невостребованной.
Регион с точки зрения производства сложный: узкий рынок, выраженная сезонность, непростая логистика, высокие издержки на производство. И в этом смысле именно рынок решает, насколько хороша та или иная разработка. На мой взгляд, изучение спроса, работа с потенциальными покупателями определят коммерческий успех и необходимость в продвижении. Мы, в свою очередь, имеем возможность меняться, изменять свойства и характеристики антипирена, подстраиваясь под запрос, и это тоже преимущество. С этой точки зрения технопарк, помогающий в продвижении и вовлечении в инновационную экосистему, — хороший инструмент, пренебрегать которым, конечно, не стоит, но и уповать на него как на последнюю инстанцию будет несерьезно. 95% успеха зависит от нас самих. Поэтому да, с технопарком в контакте, идем в рабочем ритме.
— Правильно, изучать рынок надо. Но лесные пожары у нас каждое лето. Так что, думаю, если частники не оценят, то муниципальные образования явно должны быть заинтересованы в антипирене.
— Здесь есть еще ограничения, в том числе законодательные, которые, допустим, даже при желании Министерства экологии закупить препарат нельзя обойти. Препарат должен быть сертифицирован и соответствовать ГОСТам, включен в программы, средства на такого типа агенты заложены, тендеры размещены и разыграны. И это огромный пласт работы, требующий значительного времени для многочисленных согласований, протоколов, актов.
— Да бюрократизма много. Но, думаю, это того стоит. А чем еще занимается ваша компания?
— Наше предприятие ведет коммерческую деятельность в области лесовосстановления, озеленения. Собственно, благодаря этой деятельности у нас и появилась возможность закупать сырьё, создавать что-то параллельно, запускать ответвлённые проекты. Мы не понаслышке знаем, как выглядят сотни гектар выгоревшего леса, как трудно забрасывать технику, в каких сложных условиях работают лесники и авиалесоохрана. Идея разработки безопасного антипирена и возникла в первую очередь благодаря тому, что мы глубоко погружены в тему защиты лесов от пожаров, их восстановления. А научные контакты и собственные компетенции позволили довести ее до текущего результативного этапа.
ВДОГОНКУ
В Минэкологии нам сообщили, что перед пожароопасным сезоном весной будут проведены еще одни испытания этого средства. И если эффективность (а в этом мы нисколько не сомневаемся), а также экономическая составляющая подтвердят все ожидания, тогда, возможно, и рассмотрят вопрос с дальнейшим сотрудничеством.
Надежда СИВЦЕВА.