Всё ещё у северного мыса. Топонимика долины Туймаада
Поселок Кангалассы и Кангаласский мыс. Сургуев камень за мысом
Любознательный читатель
Хотели уже двинуться в сторону Капитоновки, а даже по истории Кангаласс не прошлись. Есть и другое обстоятельство, затормозившее дальнейший поход. Но хорошо, что есть обратная связь и пытливые читатели. В прошлом стартовом выпуске рубрики мы рассказывали о князце Сергуе Унегине (по-якутски Сургуй кинээс) из намского Yөдэй, который известен и по ревизским сказкам русских служилых XVII века, и по историческим легендам якутов, записанным исследователями в XVIII–XX вв. Мол, он вошел внутрь прохода в Нижний мир, откуда вырывались злые духи харса и абааhы, чтобы вредить людям. Сургуй вошел туда, чтобы запечатать собой эту дверь.
Описали мы и свой поход к тому «входу в Нижний мир».
Ну так вот. Любознательный читатель желает узнать более подробнее про топоним «Yөдэй», а также про этимологию понятия «Дно Преисподней Yөдэн түгэҕэ».
Ну что же. Это действительно интересно.
Миф о Сургуевом камне в изложении Иоганна Гмелина, XVIII в.
Вернёмся к Yоэ дэй
Обратимся вначале, пусть это и вне пределов долины Туймаада, к родине Сургуя. Село Ымыяхтаах Едейского (Yөдэй) наслега Намского улуса — ближайший к долине Туймаада населенный пункт этого района. Вообще, Yөдэй в качестве названия села, местности, пастбища, озера и т. д. широко распространено по всей Якутии.
Есть множество гипотез о возникновении этого топонима (названия местности). Вплоть до оригинального предположения краеведа Авксентия Эверстова (которого я очень хорошо знал) о том, что Yөдэй имеет отношение к названию ираноязычного сакского племени юэчжи, обитавшего далеко-далеко отсюда, и это притом очень уж древний народ.
Мы же попробуем воспользоваться бритвой Оккама и, отсекая надуманные и сложные объяснения, оставим наиболее простое и вероятное. Yгэдэй — имя третьего сына великого монгольского полководца Чингисхана. Корень слова «үгэ» или «өги» из письменно-монгольского языка, как правило, заимствуясь якутским языком, превращается в дифтонг «үө». То есть Yгэдэй имеет возможность, согласно закону гармонии звуков, стать Yөдэй. Был ли известен якутам сам Чингисхан? Имя якутского божества судьбы и рока Чыҥыс Хаан принято исследователями относить к древним монгольским культам, а не собственно к имени полководца Темучжина. С другой стороны, якутское божество рогатого скота Ынахсыт тойон имеет имя «Породивший десятки тысяч господин Тумэдьиин». Это имя как бы косвенно схоже с Темучжин. Опять же Yөдэй-бөҕө — сын культурного героя якутов Эллэя. Встретились два мифа, возможно, имеющих одни корни.
Но версия тяжеловата.
Вероятнее всего вот как. Yөдэй — это средневековое монгольское слово «ɵгидэ», которое сохранилось и в современных монгольских языках: халхасское «ɵɵд», бурятское «ɵɵдэ», калмыцкое «ɵɵдǝн» со значением «вверх, кверху; против течения; выше по течению», а также из тюркских языков — в киргизском «ɵɵдɵ» (вверх, выше, лучше). Тогда намский Yөдэй можно понимать как наслег, находящийся выше по течению, нежели остальные намские наслега. Yөдэй в Хангаласском и Нюрбинском улусах находятся на высоком месте и, значит, это и обозначают.
Взрывные работы на Кангаласском угольном разрезе
Yоэ дэн и YтYгэн — одни истоки
И вот мы снова в устье пади Мохсоҕоллох, что на берегу Лены. Опять у входа в Дно Преисподней Yөдэн түгэҕэ или Yтүгэн түгэҕэ.
В Yөдэн түгэҕэ мы видим, что первое слово восходит к монгольским словам со значением «скверный, плохой» — возможно, первоначальная форма звучания была «ɵгидэн», а «түгэх» означает «дно».
«Yтүгэн» явно связан с «Отюген». Отюген — священная столица в тюркской, монгольской и среднеазиатской истории. Отюген считается местом, где тюрки впервые появились на земле и оттуда рассеялись по миру. Река Орхон берет свое начало в этом регионе, и в этом регионе также была основана столица Тюркского каганата. Отюген — одно из имен, данных Матери-Земле в тенгрианстве древних тюрков. Сакральным местом для древних тюрков, уйгуров и монголов, согласно орхонским надписям, считался священный лес Отюген, расположенный у подножия горы вокруг столицы. Молитва Матери-Земле Отюген обращена к древнему большому дереву. Вот откуда культ деревьев и у якутов.
Любопытно, что «ɵгидэн», рассмотренное выше, при частом явлении метатезы (когда звуки меняются местами) превращается в «ɵдигэн» — праформу «Отюген» и «Yтүгэн». То есть, скорее всего, названия этого таинственного грота Yөдэн түгэҕэ или Yтүгэн түгэҕэ имеют один корень.
Поселок горняков
А напоследок остановимся на истории поселка.
Собственно поселок Кангалассы основан как горнодобывающий поселок в 1929 году. Получил статус поселка городского типа в 1957 году. В 2004 году включен в черту Якутска и административно является его микрорайоном. Первые сведения о добыче угля шахтным способом для нужд речного флота датированы 1915 годом. В 1929 году в Кангалассах приступили к промышленной добыче угля для нужд административных и ведомственных кочегарок Якутска и близлежащих поселков, а также речного флота Якутского пароходства. Со второй половины 1930-х бурый уголь поставлялся и для ЯЦЭС (ныне ТЭЦ). У ЯЦЭС были водный канал и угольные причалы с паровым краном «Старый Бурлак». Окончательную бункеровку котлов производили вагонетками. Разбивали крупные куски угля ломами и кайлами внутри котла, что называется, «врукопашную».
Когда поселок только образовался, начали добычу угля в штольнях, расположенных на берегу реки Лены. Кирками и ломами делали проходку внутрь горы, другие горняки укрепляли стенки и потолок штолен бревнами, брусом и досками. Пробивали и диагонально уходящие наверх вентиляционные шахты. Выходы их были высоко над штольнями. Рабочие прокладывали внутри штолен дощатые тротуары, по которым гремели своими деревянными колесами самодельные тачки с бурым углем, которые толкали горняки. От основной линии штольни отходили по сторонам рукава, а также были шахты вниз. Штольни представляли собой разветвленную сеть внутри горы. К 1950-м загоняли внутрь снегоуборочные машины. Сильно не газовали, и вентиляционная система справлялась. Вентиляционные шахты поднимались от чрева штолен под углом на склон горы. Были прикрыты деревянной обрешеткой. Еще в начале 80-х можно было в некоторые заглядывать.
Добытый уголь было удобнее всего вывозить рекой. Потому-то входы в старые штольни все находились прямо на берегу Лены, в отдалении от самого поселка. Вход в Третью штольню был прямо у угольного пирса. Признаки штольни до сих пор сохранились. Еще на рубеже 70–80-х можно было наблюдать некоторые из них и на склоне Кангаласского мыса, отправляясь на пароме в Соттинцы. Позднее входы в штольни были подорваны (тулагинские говорили, что в 70-х пионеры зашли и исчезли в Третьей штольне, а кангаласские старожилы отрицают: «Вздор несут они! Никто не исчезал!»), и сейчас их местоположение выдают лишь косвенные признаки — остатки пеньков (от навеса жерла) с двух сторон от входов.
С 1963 г. добыча угля производится открытым способом. Образовался буроугольный карьер на месте пади Кровито.
Владимир ПОПОВ