Загадочный артефакт "ымыы" - детский оберег
В якутском бестиарии есть немало разных жутких демоноподобных сущностей. Неупокоенные души — үөр, жители водных глубин — чөчүөккэ, разные пришельцы из нижних миров — абаасы и прочие. Эти могли явиться воочию и сожрать несчастного встретившегося. Однако самым страшным для многих являлся «оҕо абааһыта» — «детский демон», на которого списывали смерти малолетних детей. Чтобы уберечься от него, люди пускались на различные ухищрения.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ДЕТСКИМ ДЕМОНОМ
В детстве меня сильно удивляло, что одного старика в нашей деревне звали Бойбох. Дело в том, что это была типичная кличка для собак, когда-то довольно распространенная (как Шарик или Бобик). И только повзрослев, узнал, что это был один из способов запутать «детского демона», мол, у нас родился щенок, а не человек. Также могли сделать вид, что родился теленок. Этот обряд производился в семье, где «дети не задерживались». Повитуха забирала у спящей матери новорожденного ребенка в хотон и передавала его через окно хлева отцу. Отец брал ребенка и до леса шел, пятясь задом наперед, и затем передавал третьему участнику обряда, который увозил ребёнка в другую семью. Семью выбирали многодетную и предварительно заключали договор. В этой семье ребёнок воспитывался до семи лет и потом возвращался родителям.
Мне бабушка рассказывала, как в детстве не любила одного гостя, который приезжал к ним. Старик Охоноос гостил у ее деда раз в год и перед отъездом невдалеке от их аласа громко плакал, стенал, жаловался на жизнь. Оказывается, у них с женой родилось больше десяти детей, но ни один из них не зажился, все умирали в младенчестве. Бабушка, тогда маленькая девочка, ужасно пугалась от того, как взрослый человек плакал навзрыд...
ДОЛГОЖИТЕЛЬ КУААНЧЫК
Оказывается, в северных улусах существовал еще один метод убережения младенцев. В музее Жиганского улуса рядом с портретом именитого охотника Дмитрия Иванова приметил фотоснимок необычного предмета — деревянной чашечки, наполненной маслом, из которого выглядывала голова деревянной птички.
Экскурсовод, видя мое любопытство, рассказала историю этого экспоната. Дмитрий Иванович родился в семье, где дети не заживались: до него родилось и умерло в раннем возрасте 11 детей. Чтобы уберечь двенадцатого ребенка, родители Дмитрия Ивановича попросили помощи у сильной удаганки. Она выстрогала из дерева маленький амулетик «ымыы» — птичку, притопила ее в чашку, наполненную животным жиром, и наказала, чтобы ребенок хранил этот оберег всю свою жизнь. Видно, насколько тщательно хранился предмет: для чашечки был пошит мешочек из ровдуги, хранился он в украшенной посудине, которая хранилась еще в другой емкости. Прозвище, вынесенное в подзаголовок, — Куһаҕанчык — можно перевести как «плохонький» или «плохишок», и это еще одна дополнительная мера против «детского демона». Мало кто его знал Дмитрием, большинство земляков знали его только этим именем-оберегом. Куһаҕанчык прожил более 90 лет, и талисман «ымыы» захоронили вместе с ним. Хорошо, что краеведы успели сфотографировать этот артефакт.
ВЫПРОШЕННЫЕ БРАТЬЯ СОЛОМОНОВЫ
Конечно, жалко, что такой уникальный экспонат зарыт в землю. Однако не все так печально. Потому что другой вид «ымыы» до сих пор хранится в Жиганском краеведческом музее.
Директор музея Людмила Сивцева рассказала удивительную историю приобретения этого экспоната. Все началось с подготовки проекта книги, посвященной руководителю Бахынайского отделения совхоза «Жиганск» Михаилу Соломонову, человеку выдающемуся, который вытянул отстающее хозяйство села Бахынай, и при нем это хозяйство 17 лет подряд держало знамя соцсоревнования.
Когда собирали книгу, сын Михаила Соломонова в своих воспоминаниях написал странные слова: «...в детстве я видел, как душа моего отца хранилась в сундуке, это были маленькие птички...». Поскольку книгой занимались музейные работники, они заинтересовались загадочной фразой и провели исследование. В результате у старшей дочери Соломонова нашли амулет «ымыы», который принадлежал их отцу. Однако этот «ымыы» был сделан не в качестве оберега, а как средство выпрашивания ребенка у божества плодородия. По семейной легенде, родители Соломонова, отчаявшись родить ребенка, попросили помочь шамана. Известен год, когда сделан артефакт — 1927 год — за год до рождения старшего брата, Михаила. Шаман выстрогал двух птичек, тоже погрузил в жир и наказал беречь.
Людмила Егоровна вспоминает, что, когда эти экспонаты принесли в музей, они были полностью обмотаны лошадиными волосами и обмазаны каким-то звериным жиром. По материалу коробки предполагают, что «ымыы» сделан якутским шаманом — берестой в этих краях пользовались крайне редко. Неизвестно, изначально мать просила о двух детях или шаман решил собственной волей выпросить двоих. Но факт: у Соломоновых после этого родились двое сыновей, Михаил и Иван. Оба прожили долгую жизнь.
Ое КАРПОВ
Фото автора