Главная » 2021 » Апрель » 26 » "Мягкое золото" Якутии

"Мягкое золото" Якутии

Пушнину Якутии в советское время называли "мягким золотом", однако уже несколько десятков лет о ней практически ничего не слышно. На российских и мировых аукционах выставляются только шкуры диких животных. И это при том, что дотация якутских звероферм из бюджета республики составляет 25 миллионов рублей в год. Интересно, где же наше "мягкое золото" при таких субсидиях? Как развивается и вообще развивается ли эта отрасль в республике и как скоро мы завоюем мировой рынок, рассказали сведущие в отрасли люди.

***

Иннокентий БАЛАНОВ, руководитель отдела по развитию традиционных отраслей севера, рыбохозяйственного комплекса Министерства сельского хозяйства Якутии:

— Звероводство в республике на данном этапе испытывает определенные трудности. Рассвет звероводства был в послевоенные годы прошлого века. И развивался вплоть до девяностых годов прошлого века. С конца девяностых был переходный период и отрасль пошла на спад. Для этого есть объективные и субъективные препятствия. Изменение моды на длинноволосый мех и усиление движений "зеленых". В западных странах потребление натурального меха пошло на спад. В России закрылось очень много звероводческих хозяйств. На сегодняшний день в республике удалось сохранить два больших звероводческих хозяйства — ООО "Покровская звероферма" и МУП "Золотинка" Нерюнгринский район. Плюс к этому у нас четыре частных предприятия в Горном районе, Кобяйском, Жиганском, Усть-Алданском и Булунском районах.

— Какие виды зверей разводят в республике?

— В первую очередь серебристо-черная лисица, которой всегда славилась республика и голубые песцы. С позапрошлого года начали завоз и культивирование соболей. На данном этапе в Якутии содержатся 2,6 тысячи серебристо-черных лисиц. Голубых песцов всего лишь тридцать. Соболей — около 900 голов.

Разводим традиционно русскую породу серебристо-черной лисицы и, чтобы вклиниться в рынок по меху, в последние пять лет завозим скандинавскую породу. Это более-менее крупная лисица, и она имеет свою специфику. Уникальность породы в том, что серебристо-черная лисица была искусственно выведена в России, потом вывезена в Скандинавские страны, где вывели свою породу.

— Норка?

— Нет. Сейчас разводят искусственно выведенные породы. У них очень слабый иммунитет. Чем культурнее порода, тем она слабее. И когда какая-нибудь болезнь заходит на ферму, она полностью выкашивает всех животных. Искусственно отбирая хорошие качества, мы ослабляем защитные иммунные функции.

— Хозяйства субсидируются, а мы до сих пор не на рынке. Деньги на ветер?

— На данном этапе полностью субсидируется завоз кормов, строительство и реконструкция шедового хозяйства. Клетки, ремонт и приобретение оборудования, техники. Средства выделяются по программе развития сельского хозяйства до 2024 года.

Нам бы хотелось не только сохранить звероводство в республике, но и развивать его. И чтобы оно отвечало современным требованиям. Классное современное шедовое хозяйство, автоматика процессов кормления, автопоилки.

— Как оценивается качество нашего меха на рынке?

— За счет холода качество по длинноволосой шкуровой продукции, которое мы поставляем в Россию, считается лучшим. По норке мы не можем соревноваться, но по серебристо-черной лисице, голубым песцам и соболю республика всегда была передовым поставщиком.

— Кому мы продаем шкуры?

— Основные покупатели у нас Новосибирск, Пятигорск, несмотря на то, что они находятся в южных широтах. Большинство мастеров, работающих с длинноволосой продукцией, живет в Пятигорске. Используют мех на парки, дубленки, кожаные куртки, которые идут с оторочкой лисицы, песцом.

— Какой процент шкурок остается в республике?

— 30 процентов, остальное продается.

— Нашим делают скидки? Обычно бывает, что на сторону реализуют дешевле, а своим дороже.

Существуют определенные ГОСТы по волосистости, пушистости, цвету. Покупатель отправляет хороших технологов и товароведов для закупок, и они сбивают цены. Когда мы отправляем крупные партии в Европу или Новосибирск, цены ниже, чем для местных. Но на данном этапе лучшие меха мы оставляем здесь, поэтому и стоимость их выше.

— Кто занимается реализацией шкур? Республика скупает шкуры у производителя по низкой цене и уже дальше сама реализует по более высокой?

— В советское время так и было. Государство централизованно выкупало все шкуры и у охотников, и у ферм. И отдельными лотами выводило на международный рынок, на аукционы. Последние тридцать лет монополии нет. Все хозяйства сбывают свою продукцию сами.

— Почему так мало голубого песца?

— Приморского песца мы содержим только в Булунском районе. Проблема в том, что рынка сбыта в Европе и России по голубым песцам нет. Вы сами будете покупать песцовую шапку? Насколько это модно?

— Ой!

— Вот видите. Сейчас в России и Скандинавии очень модной считается выведенная порода белых песцов шедоу. Она прозрачно белая. На всех скандинавских пуховиках, у которых есть опушка, это песец шедоу. И нам бы хотелось к этому стремиться. Но для этого надо создавать определенные условия, чтобы выживали культурно-выведенные породы. А они, как мы уже говорили, всегда слабее. Привезем мы их в Булунский улус, но они при той пурге и скудном питании зиму не переживут. Поэтому, прежде чем привозить, нужно подготовиться.

***

Как справляются с поставленной задачей звероводы, рассказал Максим ВАСИЛЬЕВ, председатель ССПК "Якутский мех", член ООО "Покровская звероферма":

— Мы занимаемся разведением с 2016 года. В советское время поголовье было больше и доходило до четырех тысяч. Сейчас у нас 1500 голов. 1200 самок и 300 самцов серебристо-черной лисицы. С 2017 года начали возить другой тип лисы — скандинавский. Он более крупный, более качественный, лучше, чем наша советская лиса. План довести поголовье до 2,5 тысячи. Привезли с Иркутской области 200 голов соболя и с Татарстана 325 голов. В данное время на звероферме 522 соболя. Завозим молодняк. Они доходят до полового созревания в три года. Ждем этого возраста и начнем заниматься разведением.

— Как они у нас акклиматизируются?

— Когда покупали, в Иркутске было –30. У нас, конечно, намного холоднее, и зверям было тяжело. В 2015 году в Горный улус завезли 20 соболей. Они адаптировались и сейчас уже размножаются. И сейчас их уже больше 30 голов.

— А сколько одна самка приносит приплод за раз?

— Лиса — до 7–8 щенков, но в среднем считают до четырех. Соболь — до трех, в среднем по два щенка. У соболей гон идет в июне, потом девять месяцев созревает плод и в апреле они щенятся. У лисы быстрее. Через 52 дня после оплодотворения уже выходят щенки.

— В каком возрасте животное оптимально идет на шкурку?

— Щенки рождаются весной и в ноябре, когда наступают холода, мы забиваем их на шкуры.

— Как с кормами? Есть перебои с поставками?

— Корма мы стараемся завезти до переправы. После этого сложнее по климатическим условиям и дороже по транспортным расходам. Заполняем специальные ледники, и летом все хранится там.

— Только рыбой кормите?

— Рацион очень разнообразный. Три компонента — белки, жиры, углеводы. Углеводы — комбикорм, пшеница, овес. Белки — рыба и мясо. Жиры растительные очень дорогие, но если мы хотим хороший размер, то нужно добавлять. Маточное поголовье балуем сгущенкой, холим и лелеем.

— Сколько шкур вы реализовали в прошлом году?

— Прошлый год был очень тяжелый. Все встало в связи с пандемией. Почти ничего не продалось. Сейчас началось движение. Часть мы реализовали и часть еще должны купить.

— Хорошую цену дают?

— Цена нас, конечно, не устраивает. Но из-за того, что ситуация по меху в мире очень сложная, идем на уступки.

— В "Минсельхозе" сказали, что "Сахабулт" закупал в этом году больше шкур, потому что было холодно и народ начал утепляться. Вы реализовали что-то в этом направлении?

— Нет. "Сахабулт" у нас ничего не покупает. Только у охотников.

— Какие шкуры лучше? Диких животных или с хозяйств?

— С хозяйств, конечно. У нас все условия есть. Питание, уход. Мы оставляем самых хороших особей для разведения. Основное стадо постоянно лелеем, смотрим за ним. Витамины даем, ставим вакцины от чумы, бешенства, от паразитов. Их постоянно осматривают ветеринары. Дикие животные что нашли, тем и питаются. А у нас все сбалансировано. Питание каждый день. Летом два раза в день.

— Дикие охотники составляют вам конкуренцию?

— У них другая категория товара. Во время проведения аукциона идет деление на шкуры диких животных и на клеточных. Это не сравнить, как грушу и яблоко. У "дикаря" бывает много брака. Он находится в лесу, может поцарапаться, смола может быть в шерсти. Питается не стабильно. Может страдать от паразитов и т. д. А у нас все по стандарту чистится, выглаживается.

— Когда вы хотите достичь 2,5 тысячи поголовья?

— Для этого нам нужно построить еще дополнительные шеды. Каждый год строимся. В прошлом году строили для завоза соболей. С лисьими пока остановились. Как достроим, будем дальше расширяться.

— Есть какие-то стандарты по закону, как должны содержаться животные на фермах? Размеры клеток и т. д. И как эти нормы соблюдаются?

— Стандартов как таковых в России нет. Есть евростандарты, если сопоставить с этими стандартами наши клетки, то по размерам они больше, потому что делались в советское время. Тогда материала было много, и делалось на объем, не экономили на материале.

— Норка больше пользуется спросом. Почему не разводите?

— По норке был опыт в 90-е годы. Она очень капризная по холоду и не устойчива к болезням. С ней много проблем. Из-за болезни можно потерять сразу всех. Соболь не подвержен чуме, но мы прививаем животных. И у них вирусных заболеваний практически нет. Наш климат сам диктует вид животных, которых можно разводить. Соболь, лиса более пушистые животные и мы остановились на них. Соболя тяжело разводить, но в одном направлении с лисой работать неправильно. Должно быть разнообразие. Если лиса не идет, соболь выстреливает. Если соболь не идет, лисой выстрелить. Ассортимент должен быть.

— Наши якутские шкурки ценятся на рынке?

— По соболю каждый год проводят аукцион Союз пушнины в Санкт-Петербурге. И в основном из Якутии возят только "дикаря". Мы только начинаем завозить клеточных животных. Поэтому сложно сказать, ценятся или нет. Если посмотреть по дикарю, то на аукционах хорошо покупают, несмотря на то, что много процентов брака. Из десяти тысяч всего две нормальные. Мы пока не получили щенков и поэтому ничего сказать не можем.

— А по лисе?

— Все зависит от размера. Например, в 2000-х годах средний размер был 70 см, а сейчас 80 см. Хотя бы до 90 см должны довести, тогда будет нормальная шкура по лисе. Развиваемся. Работаем.

 

Виктория БУШУЕВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb