Сухой лог, или Тёплое озеро
Остановились мы в обзоре озер долины Киэҥ Күөрээйи (ныне долина Туймаады) на Сайсары. После паузы в полтора месяца продолжим эту тему. На этот раз речь пойдет об озере Теплое как ближайшем к Сайсары водоеме. Сегодня о восточной его части.
Мужская прогимназия и продолжение Полицейской улицы через Лог
ЛЕНИН, КРУПСКАЯ И КУЛАКОВСКИЙ
И вот стоим мы на улице Чернышевского. Между улицами Кулаковского и Крупской находится длинное узкое озеро.
Улица Кулаковского первоначально называлась Астраханцевской. В советское время она долгое время называлась улицей Ленина. (Получается, по обе стороны озера возлежали улицы Ленина и Крупской, как же это романтично). После переименования улицы Октябрьской на проспект Ленина в 1962-м несколько лет называли улицей Мира. Затем подоспел юбилей, и её переназвали улицей 50 лет
ВЛКСМ. В 90-х краевед Гавриил Попов предложил в СМИ дать ей имя Алексея Кулаковского, писателя, поэта, реалиста-просветителя, исследователя якутской традиционной культуры, общественного деятеля и основоположника якутской литературы. К тому времени в Сайсарах был переулок Кулаковского, которому грозило исчезновение при застройке. А ведь почти на ул. 50 лет ВЛКСМ находился дом Оросиных — родственников супруги Алексея Кулаковского, где он одно время жил.
ТЁПЛОЕ
Не так давно (что такое четверть века?) Теплое озеро начали благоустраивать. Ликвидирована заболоченность, вода расчищена до некоторой степени от ряски, тростника, камыша, даже дно озера было вычищено, берега профилированы в вертикальные откосы и укреплены габионами (камни, набитые в проволочные сетки), запущена рыба (в основном караси, но с заливанием сюда через шлюз речной воды во время весенних паводков появились и окуни, ельцы, гольяны).
Существует ошибочное, но очень уж устойчивое мнение о том, что название Теплое появилось лишь при мэре Илье Михальчуке. До сих пор это утверждение кочует в различных газетных материалах и даже книгах краеведов. Вторая гипотеза горожан гласит, что Теплым это озеро назвал другой градоначальник — Спартак Борисов. И третья — Павел Бородин. Тоже упомянуты в печатных и электронных изданиях.
В то же время откроем любую административную карту или схему Якутска 1970-х и увидим это название — Теплое озеро. Автора этого гидронима выявить не удалось. Однако ход его мысли логичен. В февральский или мартовский ветреный день, если идти по тротуару вдоль улицы, здесь на открытой местности довольно холодно. Если идти по тропам на льду озера, то есть в низине, защищенной от сильного ветра, то гораздо теплее.
ЗАЛИВ
На старинных картах XVIII — начала XIX вв. озеро изображено безводным и названо Заливъ. Более поздние карты с середины XIX века обозначают этот овраг не иначе, как «Сухой лог» или «Сухой лог, заливаемый в прибылую воду». Чаще всего рисуется, что вода была в западной половине озера, по ту сторону Большой улицы (проспекта Ленина). Хотя тогда там не было такой дамбы, перекрывающей озеро на две части: Пришпект (еще одно название Большой улицы) переходил через озеро при помощи деревянного горбатого моста, сохранявшегося с реконструкциями до 1950-х гг. Видимо, дно Лога было таково, что западнее Пришпекта было глубже, и потому вода стояла там подолгу.
В старину вода действительно заливала лог в весенний паводок, а потом отходила. Пол-лета здесь на дне восточной части лога у мужской прогимназии 1873 г. п. (колыбель местной интеллигенции) была несусветная грязь, которую месили стада коров, переходя на другой берег. А потом грязь усыхала, и можно было пройти в Заложную часть города. Это подтверждают и старинные фотографии, где запечатлено, как в продолжение Полицейской улицы (ныне ул. Ярославского) в лог у мужской прогимназии спускается тележная дорога. Полицейская улица (соответственно, и современная улица Ярославского) до сих пор продолжается в Залоге (историческое название этого городского района).
В районе набережной (ныне ул. Чернышевского), где асфальтированное полотно со шлюзом под ним и которое еще лет пятнадцать назад часто ремонтировалось из-за провалов дороги, в дореволюционное время был деревянный мост. Под который свободно заливалась и выливалась речная вода. Дамбу на Чернышевского построили в 1940–1950-е гг. Основой для нее послужили намогильные памятники со двора и окрестностей Никольской кладбищенской церкви, собранные и привезенные сюда на подводах. Помнится, краевед Валерий Бессонов рассказывал подробно про этот процесс.
1910 год. Цирк Павла Черноберевского. В кадре слева на заднем плане двухэтажное каменное строение — достраивающееся здание Якутского реального училища
ЦИРК-ШАПИТО ЧЕРНОБЕРЕВСКОГО
Рядом с этой тележной дорогой у мужской прогимназии во впадине Сухого лога (сейчас озеро Теплое) напротив современной капэдэшки на ул. Кулаковского, 12 в предреволюционное время из года в год в летний сезон гастролировал цирк-шапито Павла Черноберевского, уроженца иркутского города Тулуна. Сохранилось несколько фотографий этого цирка в Якутске 1905, 1910, 1912 гг. Сплавлялись в июне на паузках. В XIX столетии цирки и зверинцы останавливались на берегу у торговых рядов старого гостиного двора Кружало. Натягивали над своим паузком яркий красно-белый или бело-синий в полоску шатер. Вместе с цирком иногда приезжал и зверинец с экзотическими зверями.
Позже перебрались к логу у мужской прогимназии.
О Павле Черноберевском сведений много не наскребешь. Известно, что его сын Коля (1900 г. р.) в десятилетнем возрасте был и гуттаперчивым мальчиком, и метателем ножей, метал в мишени и топоры с томагавками, «работал» и вольтижировщиком на коне, и жонглером. «Настоящiй индеецъ». Разносторонний цирковой артист был. Был осужден в 1924 году по обвинению в «службе в польском белогвардейском легионе в г. Иркутске в 1918 г.». Дальше следы его теряются.
Остальная цирковая труппа часто меняла свой состав. Были лилипуты, факиры, эквилибристы, человек-змей, цирковые борцы и силачи, китайские акробаты и фокусники.
В один из разов приезжал в труппе Черноберевского цирковой борец и силач Ян Кентель, который в 1920–1930 гг. жил в Китае и Японии, где профессионально (не задаром) «проигрывал» борцовские и даже боксерские матчи с азиатскими мастерами боевых искусств, восславив их как непобедимых, — это ниндзя Фудзита Сэйко, рюкюсский каратист Мотобу Тёки, китаец Ван Цзыпин. В отличие от Я. Кентеля их имена гремят, однако стоит посмотреть на их тщедушные комплекции при росте 150 см и сравнить с габаритами (выше среднего современного) и возможностями (чемпион мира по цирковой французской борьбе забивал гвозди голыми руками в толстенные сосновые доски, удерживал десяток сумоистов, тянущих его изо всех сил в две стороны, крутил стальные арматуры) циркача, то всё встает на свои места.
ДОМ ЛЕПЧИКОВА
В заложной части города, недалеко от былого летнего месторасположения цирка, нас встречает одна из немногих сохранившихся водоколонок. Каменный город наступает на старый деревянный Якутск, и исчезновение водоколонок — верный признак поступи цивилизации. Здесь же над озером высится сравнительно новая высотка, видны многоэтажки и в глубине улицы Ярославского.
Направо — проспект, налево — набережная. А мы направимся прямо. И начнем с нечетной стороны улицы.
Краеведы Якутска часто спорят между собой по поводу различных образчиков старинного зодчества. Но вот спроси напрямую: «Какой сохранившийся в Якутске старинный деревянный дом самый красивый?» — и буквально 99% краеведов с видом знатока, уставшего от банальнейших и поднадоевших вопросов обывателя, сообщат: «Ну, конечно же, это дом купца Лепчикова».
И вот мы с вами перед этим самым красивым домом.
Сохранился действительно весьма неплохо. Занимает угловое положение, выходя своими фасадами на красные линии. В композиции дома открытому бревенчатому срубу контрастно противопоставлен декоративный резной фриз — «деревянные кружева», наличники окон с оригинальными высокими кокошниками, карниз вальмовой крыши, крытой жестью, с резным подзором и водосливные трубы с ажурными водосборниками и декоративными водосливами в виде открытой пасти щуки с короной или змеи. В дворовой части к основному срубу примыкают хозяйственные прирубы. Со двора можно заметить, что юго-восточный угол дома двухэтажный — наверху так называемая светёлка.
Хотя дом был построен при жизни Филиппа Лепчикова (1810–1894), но прямоугольные (в отличие от лучковых оконных проемов домов XIX в.) окна, жестяное покрытие крыши и ряд других признаков местного зодчества говорят, что дом построен по моде рубежа XIX–XX веков или даже начала ХХ столетия. То есть дом был при своей постройке очень современным и даже передовым. Как бы явившись образчиком для подражания для более поздних построек, задавая моду в зодчестве.
Хозяин дома Ф. И. Лепчиков, глава Восточно-Кангаласского улуса, купец и меценат, передал сыну Прокопию, а тот продал двор с несколькими домами Николаю Скрыбыкину, скупщику пушнины, бывшему члену «Союза якутов». По другой версии, двор изначально и принадлежал торговцу и главе Восточно-Кангаласского улуса Прокопию Филипповичу.
В основном доме Скрыбыкин жил сам и сдавал комнаты учителю и художнику Акиму Аркуше и другим служащим. Также в других домах двора он сдавал комнаты А. Августовской, Г. Томскому, С. Новгородову,
З. Альперовичу, Н. Порядину. Во флигеле, находившемся рядом, в 1918–1919 гг. находилась конспиративно-подпольная типография Совдепа РСДРП. Был некогда паспортизирован как объект культурного наследия, но, увы, этот старый домик не сохранился — уничтожен пожаром. Сейчас там стоит нелепый многоэтажный сарай, покрытый профлистом.
В основном доме Лепчикова/Скрыбыкина в послевоенные годы жил молодой актер Якутского драмтеатра Лазарь Сергучев. Говорят, тогда он был большим мастером в исполнении такого жанра, как страшные истории, — знал бесчисленное количество «случаев» из городского фольклора, а главное, умел их выразительно и реалистично рассказывать.
В наши дни дом имеет три квартиры. Жильцы двух квартир расселены. Третья каморка, насколько я помню, принадлежит округу и часто бывает жилой (как в начале этого лета). Это маневренный фонд. В каждом округе есть такая квота — расселение по жилплощадям освободившихся из мест заключения граждан для социальной адаптации. Зачастую представители такого контингента и становились жильцами той самой каморки.
Дом Ф. Лепчикова
Владимир ПОПОВ